|
Ишвары к человеку или животному, а в другом - скорее о существе, которое уже
есть, и в
том виде, в каком существовало, подверглось влиянию божественной силы,
прониклось
ею и получило озарение. Таким образом, это нечто вроде промежуточной стадии,
если
можно так выразиться, между божественными проявлениями в аватаре и в космосе -
частичное божественное проявление в том, кто проникнут влиянием Высшего или
другого
существа, завладевающего этой индивидуальностью, или "я".
Какие же обстоятельства ведут к таким вот великим проявлениям? Никто не может
говорить об этом с большим правом, чем тот, кто сам явился в качестве аватары
перед
самым началом нашей эпохи - Божественный Господь Шри Кришна. Обратимся же к
этой замечательной поэме, Бхагавад-гите. В четвертой адхьяе, шлоках 7 и 8 он
говорит нам
о том, что же приводит его к рождению в своем мире в проявленной форме Высшего.
"Когда дхарма (праведность, закон) ослабевает, когда адхарма (неправедность и
беззаконие) усиливается, тогда прихожу я сам - для защиты добра и уничтожения
зла, для
утверждения дхармы я рождаюсь из века в век".
Вот что говорит он нам о пришествии аватары. Это нужды его мира призывают его к
самопроявлению своей божественной силой, а из других его высказываний нам
известно,
что в дополнение к тому, что связано с нуждами людей, существуют и определенные
космические необходимости, вызывавшие особые проявления в ранние эпохи мировой
истории. Когда великому колесу эволюции должен быть придан импульс для нового
оборота, когда приходит какая-либо новая форма, новый тип жизни, тогда Высшее
также
открывает себя, воплощаясь в том типе жизни, которому оно дает начало в своем
космосе,
таким образом поворачивая то вечное колесо, которое ему, как Ишваре, следует
вращать.
Таковы, если говорить очень обобщенно, смысл этого слова и цель пришествия.
Теперь же нам весьма уместно будет обратиться к более специальному вопросу -
"что
такое аватара". И здесь от вас потребуется не только пристальное внимание - я
должна
попросить вас терпеливо рассмотреть те моменты, которые могут оказаться для вас
и не
вполне знакомыми. Ведь как я уже сказала, это оккультный взгляд на истину,
которую я
собираюсь частично открыть, и еще не изучавшие ее должны тщательно ее обдумать,
прежде чем отвергнуть, и основательно рассмотреть, прежде чем отрицать. Мы
посмотрим, насколько же смогут авторитеты в данной области помочь нам понять
это, и
насколько недостаток знаний приводит к неверным представлениям при чтении их
трудов. Вы помните, что покойный пандит Субба Роу в своих лекциях о
Бхагавад-гите
изложил определенные взгляды на аватар, а именно, что это нисхождения Ишвары,
или
как он сказал, пользуясь теософической терминологией, логоса, что является
просто
греческим наименованием Ишвары, так вот, что это нисхождение Ишвары, который
соединяется с какой-либо человеческой душой. При всем уважении к глубоким
знаниям
этого пандита, я не могу не сказать, что определение это лишь частичное.
Возможно, он
тогда и не собирался рассматривать случай за случаем, и не располагал
достаточным
временем, чтобы охватить всего в нескольких лекциях такой обширный предмет, и
потому
выбрал лишь одну форму, так сказать, самооткровения, не коснувшись других, для
изучения
которых сейчас у нас времени достаточно. Так что позвольте мне начать сначала и
привести мнения авторитетов, которые могут вам облегчить принятие излагаемых
взглядов; позвольте мне без всяких попыток скрыть или уклониться, сказать, что
же такое в
действительности аватара. В основе своей - он результат эволюции. В давно
прошедших
кальпах, в иных мирах, нет, вселенных, предшествовавших нашей, те, кому
предстояло
стать аватарами, медленно, шаг за шагом, взбирались по огромной лестнице
эволюции. От
минерала к растению, от растения к животному, от животного к человеку, от
человека к
дживанмукте, все выше и выше по могущественной иерархии, простир
|
|