|
встретить наглеца, посмевшего сломать лук,
который ничья рука не могла и согнуть. Он бросил ему вызов, дав свой
собственный лук,
чтобы тот попробовал, что он сможет с ним сделать. Сможет ли он натянуть тетиву
и
выпустить стрелу? Рама взял предложенный ему лук, натянул и вложил стрелу. Тут
он
остановился, потому что перед ним было тело брахмана - разве мог он выпустить в
него
стрелу? И когда два Рамы стояли лицом к лицу, энергия старшего, как написано,
переходила к младшему - энергия Вишну, энергия Высшего, покидала форму, в
которой
ранее пребывала, и вступала в высшее проявление той же божественной жизни. Лук
был
натянут, и стрела была готова вылететь, но Рама не стрелял, не желая причинить
вреда,
пока не утихомирил своего противника. Парашурама же, чувствуя, что энергия
уходит,
почтительно поклонился Раме, который был более божественен, приветствовал его
как
Высшего Владыку миров, и удалился. Этот аватара завершился, хотя форма, в
которой
находилась энергия, еще существовала. Вот почему я сказала, что он был меньшим
аватарой. Когда остается форма, в то время как влияние уже выведено, это ясное
свидетельство того, что воплощение нельзя назвать полным; переход энергии от
одного к
другому - знак того, что давший ее возвращает ее себе, чтобы поместить в новый
сосуд, в
котором будет выполнена новая работа.
Историю Рамы вы знаете, и не нужно будет прослеживать ее во всех подробностях.
Вчера
мы говорили о ней в высшем ее аспекте - о противодействии силам зла и начинании
мира заново. Великое царство Рамы просуществовало последние десять тысяч лет
двапара-юги, той юги, в завершение которой пришел Шри Кришна.
И пришел сам великий Шри Кришна, о котором я не буду говорить сегодня; этого
аватару
мы постараемся изучить завтра с такой глубиной и таким почтением, какие только
будут в
наших силах. Пропустим его, оставив для более полного изучения, и перейдем к
так
называемому девятому аватаре, Господу Будде. О нем было много споров, и среди
индусов
довольно популярна теория, что Господь Будда, хотя и был воплощением Вишну,
пришел,
чтобы сбить с толку тех, кто не верил Ведам, пришел посеять на земле путаницу.
Но Вишну
- владыка порядка, а не беспорядка, он Господь любви, а не ненависти, владыка
сострадания, убивающий лишь чтобы помочь продвижению жизни, если форма стала ей
препятствием. И богохульствуют те, кто говорит о воплощении Высшего с целью
сбить с
пути созданный им мир. Правильно ваш ученый пандит, Т. Субба Роу, отзывался об
этой
теории с пренебрежением, основанном на знаниях. Ведь никто из обладающих хотя
бы
тенью оккультных знаний или знающих хоть что-то о внутренних реальностях жизни,
не
смог бы так говорить об этом прекрасном и всемилостивом проявлении Высшего -
никому из них и присниться не могло, что он мог принять могущественную форму
аватары, чтобы только вводить в заблуждение.
Но об этом аватаре можно сказать и еще одну вещь, в которой, возможно, я
разойдусь с
противоположной стороной. Вот ведь как трудно держаться срединного пути,
тонкого, как
лезвие бритвы, по которому ведут нас великие гуру, и который не отклоняется ни
влево,
ни вправо. Против центрального учения найдутся возражения у каждой из сторон.
Господь Будда, в обычном смысле слова, не был тем, что мы понимаем по аватарой.
Он
был первым представителем нашего человечества, поднявшимся до той точки, где
соединился с логосом и достиг полного просветления. Он не был просто телом,
через
которое открылся логос, но это была последняя из мириад жизней, через которые
он
взбирался, чтобы в конце концов слиться с Ишварой. Так что это не то, что
обычно
называют аватарой, хотя вы можете сказать, что в действительности результат был
тот же.
В случае же аватары те рождения, через которые прошло развитие, имели место в
предыдущих кальпах - авата
|
|