|
ание,
поскольку высказанная им истина слишком мощна, чтобы ее можно было ограничить
до
понимания полуослепленных людей. И в таком предмете, какой мы собираемся
рассмотреть сегодня, уже наездилась некая привычная колея, по которой следует
человеческий ум, и я знаю, что при изложении оккультной истины мне местами
придется
войти в столкновение с теми подробностями предания, которые скорее повторяются
наизусть, чем понимаются, в отрыве от лежащей за ними истины. Потому прошу
простить
меня, братья мои, если говоря об этой великой теме, мне придется идти поперек
разграничительных линий, разделяющих различные школы индусской мысли. Я не могу
и
не решаюсь сузить ту правду, которую узнала, чтобы подогнать ее под ограничения,
взращенные вековым невежеством, или заставить духовную истину соответствовать
пустым традициям, сохранившимся в религиях мира. Но долг, возложенный на меня
Учителем, которому я служу - донести переданную им истину до ушей людей всех
религий, существующих в современном мире. Потому я должна сказать вам правду,
невзирая на то, согласитесь вы с ней сейчас или нет - ведь высказанная истина
получает
признание если не сейчас, то потом, и каждый, кто говорит о древних риши,
должен
излагать истины, которым они учили в те времена, а не повторять общие места из
современных комментаторов и ограниченные ортодоксальные взгляды, которые
осаждают
нас со всех сторон, разделяя людей.
__________
* Президентом Теософического Общества в те времена был Генри Олкотт. - прим.
пер.
Чтобы упростить этот огромный предмет, я предлагаю разделить его на части,
которые
пойдут под следующими заголовками. Сначала я хочу напомнить вам о двух больших
подразделениях, признаваемых всеми, кто размышлял над этим предметом, а затем,
этим
же утром, особо рассмотреть вопрос "что же такое аватара". Завтра мы поставим
вопрос
"кто является источником аватар" и постараемся ответить на него. Затем мы
рассмотрим
особых аватар - и космических, и относящихся к человеческим расам. Таким
образом я
надеюсь представить вам ясную и определенную последовательность идей по этому
вопросу, не прося вас верить лишь потому, что я так говорю, и принимать их лишь
поскольку я это утверждаю. Ваш рассудок - вот препятствие, которое должна
преодолеть
всякая истина, которая станет для вас верной; и вы будете глубоко, почти
фатально,
заблуждаться, если позволите голосу авторитета навязывать себя там, где у вас
нет
отклика. Каждая истина становится верной для вас лишь по мере того, как вы ее
разглядываете и она озаряет ваш ум; и как бы она ни была верна, она не будет
для вас
истиной, если ваше сердце не откроется для ее принятия, подобно цветку,
открывающемуся лучам утреннего солнца.
Потому, во-первых, рассмотрим то утверждение, которое примут последователи
всякой
религии. Время от времени, по мере того, как возникает в них нужда, имеют место
особого
рода божественные проявления; и выделяются они из вселенского проявления Бога в
своем космосе. Ведь никогда не следует забывать, что и в самом низшем создании,
ползающем по земле, Ишвара присутствует так же, как и в высшем из дэв. Но есть
и
особые проявления, выделяющиеся из этого общего самооткровения в космосе,
они-то и
вызываются для особых нужд. В индуизме есть в ходу два особых слова, отмечающих
некоторое различие в природе проявления; одно слово - "аватара", а другое -
"авеша".
Нам нужно лишь нанемного остановиться на значении этих важных для нас слов,
поскольку их буквальное значение указывает на фундаментальную разницу между
этими
двумя понятиями. В слове "аватара", как вам известно, корень - "три", то есть
проходить,
а с добавлением к нему приставкой "ара" слово передает идею о нисхождении - это
тот,
кто спускается. Таково буквальное его значение. Корень другого слова - "виш",
то есть
проникающий, пропитывающий, и оно передает идею о чем-то насыщенном или
проникнутом. Так что в одном случае передается мысль о нисхождении свыше - от
|
|