|
ну,
приходят, как мы увидим, через этот самый планетарный логос, занятый нашей
эволюцией и эволюцией нашего мира. Но пурнааватара, о котором я говорила вчера,
исходит непосредственно от Махавишну, и между ним и миром, которому он приходит
на
помощь, нет никакого посредника. В этом еще одно различие между пурнааватарой и
более ограниченными аватарами, о котором я не могла вчера упомянуть, так как
эти слова
были бы тогда непонятны. Завтра, когда мы займемся Матсьей, Курмой и другими
подобными аватарами, связанными с эволюцией некоторых видов жизни, то выясним,
что они исходят от Махавишну не прямо, а через медитацию его могучего
представителя в
нашей собственной цепи, того удивительного Разума, который передает его любовь
и
исполняет его волю, являясь каналом его всепроникающей и все поддерживающей
силы.
Когда же мы перейдем к изучению Шри Кришны, мы обнаружим, что здесь посредника
не
было. Это он сам, Высший. И в то время как в других случаях его присутствие
распознается через какое-то посредство, последнее отсутствует в случае явления
этого
великого Господа Жизни.
Но оставив это на завтра, давайте попытаемся ответить на следующий вопрос -
"как
возникает потребность в аватарах?" Ведь в умах многих совершенно естественным
образом возникает затруднение. Эту трудность, с которой сталкиваются многие
вдумчивые
люди, можно сформулировать следующим образом: "Конечно же, весь план мира
находится в уме логоса с самого начала, и мы не можем полагать, что он работает
подобно
человеку, не вполне понимая, к чему же он собственно стремится. Он должен быть
архитектором так же, как и строителем, намечать план так же, как и его
выполнять. Он не
похож на каменщика, кладущего стену там, где ему скажут, и не знающего об
архитектуре
всего здания, в которое он вносит свой вклад. Он главный мастер, великий
архитектор
вселенной, и все, что есть в плане этой вселенной, должно уже быть в его уме в
самом ее
начале. Но если это так - а мы не можем думать иначе - то как возникает нужда в
особом вмешательстве? Разве факт такого вмешательства не подразумевает
возникновения
какой-то непредвиденной трудности? И если при выполнении плана требуется
вмешательство, разве это не выглядит так, что при его составлении не была
учтена какая-
то сила, не замечена какая-то трудность, и возникло что-то такое, к чему
планировавший
не был готов? Если же это не так, то какая нужда во вмешательстве, которое
выглядит как
ответ на непредвиденное событие?" Это естественный, разумный, и вполне
справедливый вопрос. Давайте попробуем ответить на него. Я не считаю, что надо
уклоняться от трудностей - лучше взглянуть им в лицо и посмотреть, возможен ли
ответ.
Ответ этот приходит с трех различных направлений. Есть три больших класса
фактов,
каждый из которых вносит свой необходимый вклад, и предвидя их, логос для
каждого из
них подготовил конкретный тип проявления.
Первая линия рассуждений исходит из того, что можно назвать природой вещей. В
начале
этой лекции я упоминала, что наша вселенная, наша система - это часть большего
целого,
а не является отдельной, независимой и первостепенной, ведь наше солнце - лишь
планета в большей системе. Что же из этого следует? В том, что касается материи,
это
подразумевает, что наша система построена из материи уже существовавшей, уже
наделенной некоторыми свойствами, из материи, распространенной по всему
пространству, из которой каждый логос берет себе материалы, видоизменяя их
согласно
своему плану и собственной воле. Когда мы говорим о мулапракрити, корне материи,
мы
не имеем в виду, что она существует в виде материи, знакомой нам. Никакой
философ или
мыслитель не решится сказать, что материя, распространенная повсюду в
пространстве,
идентична с элементной материей нашей солнечной системы. Это корень материи,
видоизменениями которого являются все прочие ее формы. Что же это
подразумевает? Это
значит, что наш великий Господь, приведший к существова
|
|