|
положительный конец, скажем, в направлении реки (текущей с одной стороны зала в
Адьяре, где читалась лекция). В каком направлении передвинется отрицательный
конец? В
противоположном. И лица вращающих его обращены в противоположные стороны. Один
смотрит на реку, а другой повернут к ней спиной и смотрит в противоположном
направлении. Тем не менее бревно вращается в одном направлении, хотя они
толкают в
разных. Они работают, двигаясь по тому же кругу, и поскольку бревно толкают с
двух
сторон, оно движется быстрее. Вот картина нашей вселенной. Положительную силу
вы
называете дэвой или сурой, и кажется, что лицо его обращено к Богу.
Отрицательную силу
вы называете ракшасом или асурой, и кажется, что его лицо отвернулось от Бога.
Но нет -
Бог везде, в каждой точке круга, по которому они идут; и проходя по этому кругу,
они
исполняют его волю, и не иначе, и в конце концов найдут в нем отдых и мир.
Потому и сам Шри Кришна может воплотиться в форме ракшаса, и будучи в ней, он
будет
действовать как ракшас, а не как дэва, выполняя эту часть божественной работы с
тем же
совершенством, как и другую, которую люди, обладающие ограниченным видением,
называют благой. Великую истину трудно схватить. И мне скоро придется вернуться
к
этому, когда я буду говорить о Раване, одном из самых могущественных из
ракшасов, а
возможно, и величайшем из них - тогда мы проследим, если сможем, эту глубокую
истину в действии. Но если у вас возникли колебания, можно ли принять это, то
вспомните, что это не мои слова, а Господа, который говорил о своем воплощении;
для
вашего наставления он оставил запись о том, что воплощался в форме ракшаса и
действовал, как эти существа.
Оставив это на время, я должна, прежде чем говорить о потребности в аватарах,
разобрать
еще один момент. Когда проявились великие центральные божества, из них исходят
семь
божеств, которых можно назвать божествами второго порядка. В теософии о них
говорят
как о планетарных логосах, чтобы отличать их от великого солнечного логоса -
центральной жизни. Каждый из них имеет отношение к одной из семи священных
планет
и цепи миров, с этой планетой связанных. Наш мир - одно из звеньев такой цепи,
и мы с
вами проходим по ней в последовательных воплощениях великие этапы жизни. Наш
нынешний мир лежит на середине пути по одной из таких цепей, а всей эволюцией в
этой
цепи миров заведует один из логосов второго порядка. Он демонстрирует три
аспекта, три
отражения великих логосов, находящихся в центре системы. Возможно, вы читали о
семилепестковом лотосе, саптапарнападме; так вот, если посмотреть высшим
зрением,
открытым взглядом видящего, то эта могущественная группа творящих и управляющих
существ выглядит, подобно лотосу с семью лепестками, а Великие образуют сердце
этого
лотоса. Это как если бы вы могли увидеть цветок лотоса, простертый в
пространстве,
концами семи лепестков которого служат могущественные Разумы, заведующие
эволюцией цепей миров. Так что лотос - это не просто символ, а высокая
реальность,
которую можно увидеть в том удивительном мире, из которого этот символ был
позаимствован мудрецами. А поскольку риши древности видели открытым глазом
знания,
они и взяли в качестве символа космоса лотос, увиденный ими в пространстве,
каждый из
семи лепестков которого - могущественный дэва, возглавляющий одну из линий
эволюции. Мы в первую очередь связаны с нашим собственным планетным дэвой, а
через
него - с великими дэвами солнечной системы.
Упомянула же я все это, чтобы объяснить одно слово, которое озадачивало многих.
Махавишну, то есть великий Вишну - почему именно этот эпитет? Что это означает,
когда используется такое выражение? Означает это великого солнечного логоса,
Вишну в
сути своей природы. Ведь есть и отражение его великолепия, силы и любви,
находящееся
в более непосредственной связи с нами и нашим миром. Это его представитель,
подобный
вице-королю, представляющему короля. И некоторые из аватар, исходящих от
Махави
|
|