|
а и снова - взяв
сравнительно такой современный пример, как Гуругиту - мы встречаем его в
качестве
Учителя, к которому Парвати приходит за наставлениями о природе гуру. Он тот,
кто
определяет работу гуру, вдохновляет его учение. Каждый гуру на земле -
отражение
Махадэвы, и именно его жизнь поручено гуру давать миру. Йог, погруженный в
созерцание и принимающий аскезу, демонстрирует именно его функции. Ведь символы,
при помощи которых в учениях показаны Великие, вовсе не бессмысленны, а
наделены
глубочайшим значением. И когда вы видите, что он представлен как вечный Йог со
шнуром в руке, сидящий в созерцании, это означает, что он - высший идеал
аскетической
жизни, и что люди, особо попадающие под его влияние, должны покинуть дом, семью,
порвать обычные узы эволюции и посвятить себя жизни аскетизма, жизни отречения,
чтобы принять хотя бы малое участие в той могущественной йоге, которой
поддерживается жизнь вселенной.
Потому он проявляется не как аватара, а аватарические проявления исходят от
того, кто
является Богом, духом эволюции, который развивает все формы. Вот почему эти
аватары
исходят от Вишну. Ведь это он своей бесконечной любовью пребывает в каждой
созданной им форме; с неустанным терпением и любовью, которую ничто не может
исчерпать, со спокойной стойкостью, вечный мир которой не может поколебать
никакая
человеческая глупость, он живет в каждой форме, совершенствуя ее настолько,
насколько
она может это вынести, придавая ей вид в той мере, в какой она откликается на
его
импульс. Он, Господь вечной любви и блаженства, связывает и ограничивает себя,
чтобы
могла расти его вселенная. Если вы поймете это, то вам нетрудно будет ответить,
почему
аватары приходят лишь от него одного. Кто еще может принять форму, кроме того,
кто ее
дает? Кто еще может трудиться с такой нескончаемой любовью, кроме того, кто,
пока
существует вселенная, связывает себя с ней, чтобы она могла жить и в конце
концов
разделить его свободу? Он привязывается, чтобы вселенная могла стать свободной.
Кто
же еще может прийти, когда возникнет особая нужда?
И он дает великих фигур. Позвольте мне напомнить вам Шримад Бхагаватам, где в
третьей
главе первой книги дается очень длинный список форм, принятых Вишну - не только
великих аватар, но и многих других. Там сказано, что он являлся как Нара и
Нараяна, как
Капила, он принимал и женские формы, и так далее. В Махабхарате же мы встречаем
его в
облике Шри Кришны, объясняющего Арджуне глубокую истину, и его высказывание
проливает много света на наш предмет.
Он приводит закон этих проявлений: "Когда, о сын Притхи, я живу среди божеств,
я и сам
во всех отношениях действую как божество, а живя среди гандхарвов - как
гандхарва.
Живя среди нагов, я действую как нага, и среди якшей или ракшасов я действую в
присущей им манере. И теперь, родившись среди людей, я должен действовать как
человек". Это глубокая истина, которую в наше время признают немногие. Каждый
вид
жизни во вселенной на своем месте хорош и необходим. Ведь нет жизни помимо его
жизни, и как может какой-либо вид появиться в отрыве от вселенской жизни,
лишенный
того, без чего ничто не может существовать?
Мы говорим о хороших и плохих формах, и это справедливо - по отношению к нашей
эволюции. Но если взглянуть шире, с точки зрения космоса, добро и зло - термины
относительные, и все хорошо в глазах Высшего, живущего в каждом. Как может
появиться
вид существования, в котором не могло бы жить Высшее? Как что-либо может жить и
двигаться, не будучи в нем? У каждого вида свое место и своя работа, у ракшасов,
как и и у
дэв, у асур - как и у сур. Позвольте мне привести маленький любопытный пример,
который достаточно иллюстративен. Допустим, у вас имеется бревно на оси,
подобное
той горе, которой пахтали океан, и у него есть два конца, которые мы назовем
положительным и отрицательным. И вам нужно привести его в движение. Вы толкаете
|
|