|
олепия не помогает нам, а
ослепляет
нас."
Таким образом мы находим, что если мы хотим учиться, то должны ограничиться
пределами нашей собственной системы, а точнее - расшириться до них. Почему? Я
встречала людей, не имеющих никакого понятия об этом маленьком мире, пылинке,
на
которой они живут, но остававшихся недовольными, если вы не отвечали им на
вопросы
о Едином Существовании, Парабрахмане, о котором мудрецы почтительно умалчивают,
не
решаясь говорить об этом, даже обладая просветленным умом, знающим жизнь
нирваны и
расширенным до нирванического сознания. Но чем невежественнее человек, тем
больше
по его мнению он может понять. Чем меньше он понимает, тем больше негодует,
когда ему
говорят, что есть вещи, что за пределами его интеллекта, и существования столь
могущественные, что ему и не снился даже низший их атрибут. Что до меня,
знающей о
своем невежестве и о том, что пройдут целые века, пока я смогу подумать о том,
чтобы
заняться этими глубочайшими проблемами, то я иногда измеряю невежество
спрашивающего теми вопросами, которые он задает о предельных степенях
существования. И когда он хочет узнать о том, что называет первопричиной, я
понимаю,
что он не усвоил и тысячной части того источника, из которого произошел он сам.
Потому
я откровенно скажу вам: те Великие, которым мы поклоняемся - это боги лишь
нашей
системы; за ними же стоят еще более могущественные, начать понимать которых и
служить которым мы, вероятно, сможем лишь через мириады кальп.
Потому давайте ограничимся нашей собственной системой, радуясь, если нам
удастся
уловить хоть какой-нибудь луч озаряющего ее великолепия. У Вишну есть свои
функции,
как и у Брахмы, и у Махадэвы. Первая работа в этой системе совершается третьим
аспектом Тримурти, как всем вам известно, поскольку вы читали, что творческий
Разум
был третьим из божественных проявлений. Мне сейчас не важно, какие символы вы
примете; вероятно, вам будет наиболее знаком символизм Вишну Пураны, согласно
которой непроявленный Вишну находится под водой, означая первый аспект Тримурти,
затем следует лотос, означающий второй, раскрытый же лотос демонстрирует Брахму,
третий аспект или творящий ум. Вы можете вспомнить, что процесс творения
начался с
его деятельности. Изучая с оккультной точки зрения, в чем же состояла эта
деятельность,
мы обнаруживаем, что это было оплодотворение материи солнечной системы его
собственной жизнью. Он дал ей свою жизнь, чтобы строить, одну за другой, формы
атома,
создавая этим великие подразделения космоса - так он образовал, один за другим,
пять
видов материи. Действуя своим умом, этот великий Разум, о которым иногда
говорят как о
Махате, поочередно образовал таттвы. Таттвы, как вы можете помнить с прошлого
года,
это основания атомов, и в наше время их проявлено пять. Это и есть его особая
работа.
Затем он медитирует и возникают - в виде мыслей - формы. Здесь его явная работа
завершается, хотя он постоянно поддерживает жизнь всякого атома. В том же, что
касается
активной работы, связанной с космосом, он уступает место следующей великих сил,
силе
Вишну, работа которого - собрать уже построенную, подготовленную, оживленную
материю и встроить ее в определенные формы, созданные по творческим идеям,
вызванным медитацией Брахмы. Вишну сообщает материи связующую силу, дает ей те
энергии, которые удерживают целостность форм. Без него не существует никаких
форм -
не движущихся, ни неподвижных. Как часто Шри Кришна, говорящий как высший Вишну,
подчеркивает этот факт. Он - жизнь каждой формы, без него форма не могла бы
существовать, она бы разошлась без него на первоэлементы и перестала бы жить,
как
форма. Он - всепроникающая жизнь; одно из его имен - "поддерживающий
вселенную". У Махадэвы во вселенной другая функция; он великий йог, великий
учитель,
Махагуру; иногда его называют Джагатгуру, учителем мира. Сно
|
|