|
равенства. В своей стихии она пользовалась непререкаемым авторитетом, властью
диктатора, —короче говоря, что хотела, то и делала.
В суматохе и эмоциональном ажиотаже по поводу устройства приема она
действительно чувствовала себя как рыба в воде. Надо было все организовать,
всем
распорядиться, предусмотреть все мелочи, придумать нечто такое, что бы
«поразило» соседей. И ей все удавалось с блеском, поскольку частые поездки с
отцом в Индию, Пекин и Шанхай порождали в ее голове массу экзотических идей,
которых могло бы хватить не на одну жизнь!
После того как была назначена дата приема, монахи принялись с особой
тщательностью и радением выписывать приглашения на толстых, ручной работы,
листах бумаги, предназначенных для важных сообщений. Размер каждого такого
послания составлял 30 на 60 сантиметров, и скреплялось оно печатью отца
семейства. Рядом с печатью отца мать ставила и свою — знак ее принадлежности к
знатному роду. Была у них и общая печать, так что всего выставлялось три печати
— приглашение представляло собой грандиозный документ. Я дрожал от страха при
одной мысли, что оказался причиной таких больших событий. Я не мог в ту пору
знать, что во всей этой затее моя роль была более чем скромной: на первый план
выдвигалось Общественное Событие.
Если бы мне сказали тогда, что прием поднимет престиж моих родителей, я бы
все равно ничего не понял. И мне все равно было бы страшно.
Для рассылки приглашений назначались специальные гонцы. Каждый гонец садился
на чистокровного жеребца и брал в руки жезл, на конце которого был прикреплен
пакет с изображением фамильного герба. Жезлы украшались лентами с написанными
на
них молитвами, и ленты развевались в воздухе во время езды.
Когда наступил момент отправки гонцов, в нашем дворе началось
светопреставление. Слуги охрипли от криков, лошади ржали, огромные черные доги
лаяли. Выпив по последнему глотку тибетского пива, всадники шумно опустили
кружки.
Тут со скрипом открылись главные ворота, и вся кавалькада с дикими воплями
устремилась вперед.
У тибетских гонцов, несущих письменное послание, есть еще и устный вариант,
причем содержание второго может существенно отличаться от содержания первого. В
давние времена бандиты, устраивавшие засады на гонца, могли перехватить
послание
и, воспользовавшись им, совершить нападение на плохо защищенный дом или
процессию.
Поэтому возник обычай писать заведомо ложные послания, чтобы, в свою очередь,
завлечь в западню разбойников. Обычай двойного послания сохранился до наших
дней.
Поэтому еще и сегодня письменное послание может отличаться от устного
варианта, который в таком случае является единственно верным.
В доме беготня, переделки, уборка! Стены вымыты и покрашены заново. Потолки
выбелены. Паркетные полы натерты воском и так отполированы, что ходить по ним
становится небезопасно. Алтари главных комнат отлакированы. Появилось большое
количество новых масляных ламп — одни золотые, другие серебряные, но все
надраены так, что не отличишь, из какого металла они сделаны. Мать и эконом, не
ведая покоя, носятся по дому как угорелые, распоряжаются и распекают направо и
налево всех, кто им попадается под руку. Слуги растерянно бегают, вид их жалок,
они ничего не успевают сделать. У нас своих слуг больше пятидесяти, да еще
наняли других по случаю приема.
Никто не бездельничает, все работают с усердием. Даже двор вычищен, плиты
так
и сверкают, будто их только что доставили из каменоломни. Чтобы придать им
праздничный вид, межплиточные стыки заполняют разноцветными материалами.
Когда все было готово, мать собрала ошалевших слуг и приказала им нарядиться
в чистейшие из чистых одежд.
На кухнях царило еще большее оживление — предстояло наготовить огромное
количество еды! Тибет представляет собой гигантский холодильник — пища,
заготовленная впрок, долго не портится благодаря сухому и холодному климату.
Даже при повышенных температурах съестные запасы в сухом воздухе не портятся.
Поэтому мясо сохраняет свежесть в течение года, а зерно может храниться
несколько столетий.
Буддисты не убивают. Они употребляют в пищу мясо лишь тех животных, которые
погибли в результате падения с горы либо убиты случайно. Наши житницы и
кладовые
всегда были набиты продуктами.
В Тибете есть и профессия мясника, но ортодоксальные семьи не общаются с
мясниками — это каста «неприкасаемых».
Мать решила принять гостей столь же оригинально, сколь и роскошно. В
частности, она задумала угостить их специально приготовленными цветками
рододендрона. Еще за несколько недель до приема часть слуг верхом на лошадях
|
|