|
на
крышу которого я свалился, был сложен из брикетов высушенного ила, а не из
камня, как большинство домов в Тибете. Там не было трубы, вместо нее в крыше
зияла дыра, через которую выходил дым. Меня протащило по крыше, недосушенный
навоз разлетелся во все стороны, часть его свалилась в дыру для дыма, а затем
туда же рухнул и я, прямо на головы несчастных жильцов.
Мое появление, разумеется, не слишком обрадовало хозяев. Они встретили гостя
гневными криками, и для начала разъяренный хозяин задал мне хорошую взбучку, а
потом отвел к отцу. Отец, в свою очередь, прописал мне еще одну дозу
исправительного лекарства. В ту ночь я спал на животе.
На следующий день моя жизнь еще больше усложнилась: мне предстояло
насобирать
в конюшне необходимое количество навоза и разложить его в должном порядке на
крыше дома того самого крестьянина. Работа, можно сказать, адская для ребенка,
которому еще не исполнилось и шести лет. Зато всем, кроме меня, было хорошо:
сверстники вволю посмеялись надо мной, крестьянин получил топлива вдвое больше,
чем у него было, а мой отец еще раз показал всем, какой он строгий, но
справедливый. Я же и вторую ночь вынужден был спать на животе — верховая езда
не
послужила мне утешением.
Может показаться, что со мной обошлись слишком строго, но я должен
возразить:
в Тибете нет места слабым. Лхаса находится на высоте четырех тысяч метров над
уровнем моря, ее климат очень суров, температура колеблется в самых широких
пределах; другие населенные пункты расположены еще выше, и слабые здоровьем
люди
представляют тяжкую обузу для других. В этом причина сурового воспитания детей,
и других причин здесь нет, как нет места жестокости ради жестокости.
В высокогорных районах тибетцы купают новорожденных в ледяных ручьях, чтобы
выяснить, достаточно ли ребенок крепок и имеет ли он право на жизнь. Мне не раз
приходилось видеть небольшие процессии, направлявшиеся к ледяным источникам на
высоте около 6 тысяч метров над уровнем моря. Прибыв на место, процессия
останавливается. Бабушка берет на руки ребенка, вокруг нее собирается вся семья
— отец, мать, ближайшие родственники. Ребенка раздевают, и бабушка погружает
маленькое тельце в поток по самую шею, так что на поверхности остается одна
голова. Холод насквозь пронизывает ребенка, он моментально краснеет, затем
синеет. Скоро плач прекращается — младенец больше не в силах протестовать.
Кажется, что он уже мертв, но у бабушки немалый опыт по этой части: она
вытаскивает его из ручья, насухо вытирает и одевает. Выживет ли ребенок? На это
воля Божья! Если умрет, значит, меньше несчастий выпадет на его долю. В стране
с
таким холодным климатом подобное испытание проводится из самых добрых
побуждений
— нельзя оставлять слабых и больных там, где медицинская помощь почти
отсутствует. Смерть нескольких младенцев считается здесь меньшим злом, чем
жизнь
нескольких неизлечимых инвалидов.
После смерти брата мои занятия пришлось ускорить, потому что в семилетнем
возрасте полагалось уже готовиться к карьере. Какой? А это уж как скажут
астрологи. В Тибете любое решение — от покупки яка до выбора профессии —
принимается по предсказанию астролога. Приближался такой момент и в моей жизни:
как раз накануне моего семилетия мать собиралась устроить грандиозный прием и
пригласить на него все высшее общество, чтобы выслушать предсказания астрологов.
Моя мать была женщина выдающейся полноты, круглолицая и черноволосая.
Тибетские женщины носят на голове специальные деревянные формы, через
которые
пропускают и укладывают волосы самым причудливым образом. Эти формы обычно
покрывают лаком, инкрустируют полудрагоценными камнями — нефритом, кораллом;
вообще эти изделия давно стали предметом очень тонкого искусства. Если женская
прическа еще и блестит, смазанная маслом, то впечатление она производит очень
яркое.
Наши женщины любят платья самых веселых расцветок, с преобладанием красных,
зеленых и желтых цветов. Однотонный передник с горизонтальной контрастирующей,
но гармоничной по цвету лентой — почти постоянный атрибут их одежды. В левом
ухе
носится серьга, размеры которой зависят от положения в обществе. Мать
принадлежала к семье из правительственных кругов и носила серьгу длиной более
15
сантиметров.
Мы всегда были сторонниками полного равноправия мужчин и женщин. Но в
управлении домашними делами моя мать пошла дальше — она не признавала никакого
|
|