Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Эзотерика :: ЛОБСАНГ РАМПА - ТРЕТИЙ ГЛАЗ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-
 
 
чтобы не знать, когда и на кого он смотрит. Работать приходилось много и без 
передышки.
   В Тибете бумагу изготавливают вручную, стоит она дорого — слишком дорого, 
чтобы позволить ее портить детям. Поэтому мы пользовались грифельными досками 
размером 30 на 35 сантиметров. Писали кусочками твердого мела, который 
добывался 
в горах Цсу Ла, еще на 4 тысячи метров выше Лхасы (сама столица находится на 
высоте 4 тысяч метров над уровнем моря).
   Мне нравился мел красноватого оттенка, а сестра Ясо обожала пурпурный. 
Вообще 
нам попадался мел всевозможных цветов — красный, желтый, синий, зеленый. Я 
думаю, что оттенки ему придавали примеси каких-то металлов. Но какой бы ни была 

причина, разноцветные мелки нас очень радовали.
   Больше всего неприятностей мне доставляла арифметика. Вообразите себе: 783 
монаха употребляют каждый по две чашки тсампы ежедневно, причем в каждой чашке 
умещается по 350 граммов напитка; требуется определить, какой будет бочка, в 
которой содержится недельный запас тсампы. Ясо получала ответ как бы играючи. 
Мои способности, увы, были не столь заметны. Зато они проявились на уроках 
гравировки — здесь я добился неплохих успехов. Все тибетское письменное 
наследие 
хранится на деревянных дощечках, заполненных с помощью гравировки. Гравировка 
по 
дереву считается в Тибете очень почетным занятием. Но дети, опять-таки, не 
могли 
пользоваться деревом из-за его дороговизны. Оно ввозилось из Индии. Тибетские 
породы деревьев были слишком твердыми и не годились для гравировки. Мы работали 

на мягком мыльном камне, который хорошо поддавался остро заточенному ножу, а 
иной раз гравировали просто на засохшем старом сыре!
   Незабываемыми для меня были уроки по изучению наших законов. Чтением законов 

начиналось каждое занятие, чтением законов оно и заканчивалось. Вот некоторые 
из 
них: • Отвечай добром на добро.
   • Не нападай на мирных.
   • Читай Священное писание и понимай его.
   • Помогай соседям.
   • Закон строг к богатым и внушает им понимание и равенство.
   • Закон мягок к бедным и утешает их.
   • Плати долги своевременно.
   А чтобы мы никогда не забывали эти законы, они были выгравированы в виде 
лозунгов и развешаны на всех четырех стенах класса.
   Впрочем, жизнь наша протекала не только под знаком учебы и строгости. 
Детским 
играм и забавам мы предавались с таким же рвением, как и учебе. Игры помогали 
лучше приспособиться к суровому климату Тибета, к резким переменам температур. 
Достаточно сказать, что летом на юге температура достигает днем 30° С, а ночью 
могут ударить заморозки. Зимой в Тибете вообще стоят страшные холода.
   Любимым нашим развлечением была стрельба из лука — эта игра хорошо укрепляет 

мышцы. Луки изготавливались из тиса, привезенного из Индии. Однако мы мастерили 

и арбалеты из тибетского дерева. Мы никогда не стреляли по живым мишеням — это 
запрещает наша буддистская вера. С помощью длинной веревки невидимые для наших 
глаз слуги поднимали и опускали мишени без предупреждения. Большинство моих 
товарищей могли точно поразить цель на полном скаку. Я же не мог даже сколько-
нибудь долго удержаться в седле! Зато прыжки с шестом были моим коньком. Мы 
быстро разбегались с пятиметровым шестом в руках и, упираясь им в землю, 
прыгали. Я уже говорил, что сверстники подолгу находились в седле, ноги у них 
были не так натренированы и слабее моих. Вот почему в этом виде физических 
упражнений я всегда был первым.
   Серьезное практическое значение имеют у нас прыжки с шестом — например, при 
переходе через ручьи. Мне было смешно смотреть на товарищей, когда они, пытаясь 

вслед за мной перепрыгнуть ручей, друг за дружкой шлепались в воду.
   Ходьба на ходулях была еще одним развлечением. Взобравшись на них, мы играли 

в великанов, устраивали поединки. Кто первый падал с ходуль, тот и считался 
побежденным. Ходули мы делали дома сами — о том, чтобы купить их в лавке за 
углом, не могло быть и речи. Наш эконом был слугой рачительным, и требовалось 
большое искусство убеждения, чтобы выпросить у него дерево на ходули и подножки.
 
Дерево необходимо ровное, без сучков, а подножки в форме треугольников делаются 

из остатков материала. Поскольку речь шла о «порче» дорогого и редкого 
материала, приходилось выжидать благоприятного момента, чтобы подступиться к 
эконому со своими замыслами.
   Девушки и молодые женщины играли в волан — кусочек дерева с просверленными 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 98
 <<-