|
Жертвы не раскрывали приемы, которь" их принуждали становиться доносчикам!
потому что любая попытка публично отречьс от своих ложных показаний приводила к
ещ более серьезным мучениям: так, упорству ющие или закоренелые жертвы могли
быта лишены обычной милости в виде удушения перед сожжением.
Иногда ведьма сообщала о ложности показаний духовнику, составлявшему краткий
отчет/ Одна из подобных записей, сохранившаяся! лишь в виде описания в одной из
книг, также/ сохранившейся в единственном экземпляре, ¦ была сделана около J630
года протестантским! пастором из Хиршберга, близ Падерборна,! Михаэлем
Стапириусом. Он подробно излагает! типичный ответ одной из ведьм, которую сн|
убеждал отказаться от ложных показаний:
"Я была подвергнута пытке и мне был! задан вопрос. "Что ты знаешь о таком-то и|
таком-то, что живут около кладбища?" Меня I спрашивали так быстро, что я не
могла! понять, каких людей он [инквизитор] хочет, I чтобы я обвинила. Тогда я
упомянула имена I тех, о ком люди перешептывались между/ собой Но я
действительно ничего не знала о I них. . Я умоляла члена комиссии вычеркнуть I
их имена, но он ответил, что если я захочу/ заявить о том, что они невиновны,
мне | придется снова подвергнуться пытке.
Когда священник умолял другую осужденную ведьму, чтобы она реабилитировала тех/
невиновных людей, которых она была вынуждена назвать, женщина сказала-
"Посмотрите, отец, на мои ноги! Они/ как огонь - готовы вспыхнуть, такая/
невыносимая боль. Я не могу вынести/ прикосновения к ним даже мухи, не говоря |
уже о том, чтобы снова подвергнуться | пыткам Я скорее сто раз умру, чем снова
I
подвергнусь столь страшным мукам Я не J смогу описать ни одному живому суще
ству, насколько ужасна эта боль"
Другая женщина рассказала священнику что боится, что ее доносы на других
навлеку
на нее вечные муки.
"Я никогда не думала, что с помощью пытки можно заставить рассказывать такие I
небылицы, какие я плела. Я не ведьма и/ никогда не видела дьявола, но должна
молить | о пощаде и доносить на других. Я умоляю вас, ради Бога, помогите мне
спастись?" Столь неопровержимые разоблачения как , представленное, привели к
тому, что власти /
19
Введение
позаботились, чтобы все экземпляры небольшой книги Михаила Стапириуса были
уничтожены.
В Англии осужденным было легче заявить о своей невиновности - это не влияло на
характер их казни. В 1662 году одна женщина заявила Генеральному прокурору
Шотландии:
"что она не признавалась не потому, что считает себя невиновной, потому только,
что была жалким существом, работавшим ради пропитания, и, если бы ее ославили
как ведьму, она знала, что будет голодать, поскольку никто после этого не дал
бы
ей ни пищи, ни приюта, и все мужчины будут бить ее и спускать на нее собак, из-
за чего она и захотела покинуть этот мир. Затем она горько заплакала и, на
коленях, призвала Господа в свидетели всего того, что она сказала".
В высшей степени изобличающий приговор колдовству был вынесен известным
иезуитом, теологом и поэтом, Фридрихом фон Шпее в "Cautio criminalis"
("Предписания следователям") (1631). Шпее не только был высокообразованным
ученым, но и состоял приходским священником, в чьи обязанности входило
сопровождать приговоренных ведьм к столбу. На основании собственного судебного
опыта отец Шпее пришел к следующему выводу: "Раньше я никогда не сомневался,
что
в мире существует множество ведьм, однако теперь, когда я изучаю общественные
отчеты, я ловлю себя на мысли, что у нас вряд ли существовала хоть одна".
Все выводы Шпее о кошмаре судов над ведьмами заслуживают самого пристального
внимания. Он, в частности, писал-
"Когда, претерпевая боль, ведьма признавалась, ее состояние невозможно было
описать. Она не только не могла спастись сама, но была вынуждена обвинить
других, кого она не знала, и чьи имена часто вкладывались в ее уста
следователем
или палачом, или тех, о ком она слышала как о подозреваемых или обвиняемых. Те,
в свою очередь, принуждались обвинять следующих, последние - еще новых, и так
это продолжалось. Кто может вмешаться, наблюдая за тем, как это должно
продолжаться и продолжаться? ...И то же самое происходит с теми, кого
злонамеренно оклеветали, если они не хотят отомстить за причиненное злодейство.
Их молчание является доказательством вины, если они
пытаются это сделать, то распространяется клевета, возбуждаются подозрения и
возникают слухи, и все происходящее становится общественным достоянием. Так, те,
|
|