|
стало лишь предлогом для нападения на них за обсуждение общественного
устройства
и права иметь собственное мнение. Это немногочисленное отважное меньшинство
раскачало иго легковерия и открыло дорогу веку разума и горизонтам новой
духовности, свободной от контроля за мыслями.
На протяжении всех столетий те, кто по своему происхождению, образованию и
положению, являлись совестью мира, принимали и поддерживали заблуждение. Они не
только опирались на религиозные чувства, но и извращали саму систему логики и
здравого смысла. Все приносилось в жертву предвзятости и предрассудку. Самой
ужасающей чертой колдовства являются умозаключения демонологов,
высокообразованных людей, авторитетов в своих областях знаний. Именно благодаря
их извращенному перевертыванию с ног на голову, превосходящему по своему
воздействию худшие действия палачей или судей, столетия колдовской мании можно
назвать столетиями нецивилизованности.
Иоганн Мейфарт, протестантский профессор и современник отца Шпее, наглядно
описывает логику охотников за ведьмами. Чтобы вынести обвинительный приговор,
судьи по ведьмам ставили двойственные вопросы, например: "Хорошей или плохой
репутацией пользуется Анна?" Если плохой, она - ведьма, если хорошей - без
сомнения
Введение
- ведьма, поскольку все ведьмы стараются, чтобы о них все отзывались хорошо.
Анна была арестована. Судьи спрашивают, испугалась она или нет. Если "да", она
-
ведьма; если "нет" - она тем более ведьма, поскольку ведьмы всегда притворяются
невиновными.
Подобные рассуждения, отобранные из отчетов судов, свидетелем которых был д-р
Мейфарт, перекликаются с толкованиями демо-нологов, применявшими, в свою
очередь, закон Оккама: самое извращенное, надуманное, нелогичное объяснение
убеждает лучше любого простого действия. В 1608г. итальянский монах Гваццо дал
следующее объяснение поступку девяностолетнего священника, перерезавшего себе
горло после того, как его приговорили к сожжению за колдовство. Не принимая
объяснения, что старый человек после пыток, в отчаянии от нависшей над ним
участи, совершил самоубийство. Гваццо рассказал о том, что случилось на самом
деле:
"Перед ним появился демон и так сильно искушал его, что... он перерезал себе
горло своим ножом, и, хотя рана не была столь серьезной, чтобы вызвать
мгновенную смерть, демон, испытывавший такое же отчаяние, ко всеобщему
удивлению, вдруг схватил его душу и унес ее в ад. Я видел этого человека еще
теплым, лежащим на соломе, и, поскольку он вел скотский образ жизни, он и лежал
среди пищи скотов. Таков был суд божий воздающий каждому человеку по деяниям
его, и Господь пожелал, чтобы тот, кто прожил девяносто лет, поклоняясь Сатане,
закончил свою жизнь в руках Сатаны".
Пауль Гриландус, папский судья, разъясняет, почему не может спастись ведьма,
содержащаяся в кандалах в усиленно охраняемой тюрьме, за которой наблюдают
стражники. Как заявляет Гриландус, дьяволу не составляет никакого труда помочь
женщине изменить обличье и проскользнуть через замочную скважину. Но "причина,
по которой ни одна ведьма не может убежать их тюрьмы, заключается в том, что
когда однажды дьявол получает над нею власть, он скорее допустит, чтобы она
была
доведена до смерти, чем спаслась бы от него путем отречения и покаяния".
Инквизитор Барто-ломео Спина объясняет, почему вол, оставшийся без присмотра и
убитый ведьмой, позже находится в своем обычном состоянии, без видимых
повреждений. "Ведьмы, - говорит Спина, - убивают и поедают на пиру волов, а
затем, с помощью дьявола, снова натягива кожу на его кости и оживляют его".
Самым распространенным мошенничеств демонологов было объяснение того, как ж<
щина, за которой всю ночь наблюдает супруг, может быть в то же время за мн<
миль
отсюда, на дьявольском шабаше. По; бный супружеский обман мог совершат!
несколькими способами: ведьма могла остг лять подушку и околдовывать своего муя
чтобы он принимал ее за свою жену, и дьявол воплощался в тело женщины, нахо^
щейся далеко. В 1515г. в Милане адвокат ^ задать кажущийся очевидным вопрос:
"Поче бы не допустить, что демону было бы луч] находиться с демонами, а женщине
со cboi мужем? Зачем отправлять реальное тело воображаемый шабаш, а настоящее
тело оста лять в реальной кровати? " Стустя несколько л никто уже никто не мог
задать подобт вопрос, надеясь при этом избежать наказани
Когда большинство образованных людей 6л ло ограничено рамками подобного
восприятия малообразованное большинство следовало ними, надежда
человечества
на выживай оказывалась призрачной. Еще более пораз! тельно и сенсационно, чем
эти интеллектуал! ные извращения выглядят другие стороны ко, довства,
показанные
|
|