|
в этой книге: подробнь анализ техники сношений между дьяволами людьми,
удивительным образом дошедшее а XX столетия суеверие о существовании беспс
койных демонов (Полтергейстов), отчеты волкодлаках и вампирах, описания
детей-эг" лептиков, якобы одержимых демонической си лой, вспышки изощренного
сатанизма во врем черных месс, отмечавшиеся еще среди придвор ных Людовика XIV.
Просто потому, что он производили сенсационное, но не шокирующе впечатление,
именно данные стороны колдов ства доминировали в средних по качеству кни гах,
посвященных ведьмам. Несмотря на то, чп эти моменты кажутся достаточно
увлекательны ми и обоснованными, они не помогают прояс нить основу колдовства,
равно как и не дакг представление о его подлинной ужасной сущно сти. Ничто
не
является более зловещим i колдовстве, чем подавление и разрушение
человеческой способности думать и права личности-задавать вопросы. Поддавшиеся
колдовской истерии и распространявшие ее наносили вред европейской культуре до
тех пор, пока это заблуждение не было отвергнуто. Наша цивилизация сегодня
во многом задержалась в развитии благодаря этому.
А
А
Абердинские ведьмы
После опубликования в 1597г. "Демонологии" короля Якова I по графству Абердин
прокатилась волна безумной охоты на ведьм, в результате которой были сожжены
двадцать четыре человека. Осужденным предъявлялся полный набор обвинений в
колдовстве: пляски с дьяволом вокруг городского креста, применение лигатур для
совращения мужей, сквашивание молока, очаровывание животных, насылание
приворотных чар с помощью гнутых пенсов, завернутых в тряпку с куском красного
воска.
Одну из приговоренных, старуху Джанет Уишерт, обвинили в наведении порчи или
наговоре на Александра Томпсона, из-за чего он заболел перемежающейся
лихорадкой. Подобным же образом она околдовала Эндрю Вебстера, умершего в
результате этого. От ее дурного глаза умерли и многие другие. Она вызывала бури,
разбрасывая горящие угли, насылала котов, вызывающих дурные сны, расчленяла
тело
повешенного. Ее сожгли вместе с другой ведьмой, причем "торф, бочки с дегтем,
уголь" и услуги палача стоили 11 фунтов и 10 шиллингов.
Среди прочих обвиняемых были и те, кого уличила одна из приговоренных ведьм,
которая ради продления собственной жизни помогала судьям искать новые жертвы.
Она поклялась, что была на большом сборище в Этхолле, где видела более двух
тысяч ведьм. "Она знала их всех достаточно хорошо и видела, какую отметку
дьявол
сделал каждой из них. Многие из уличенных подверглись пытке "плаванием" им
связывали вместе большие пальцы на руках и на ногах, и, брошенные в таком
положении в воду, они всегда всплывали". [См. Судебные издержки процессов над
ведьмами].
Австрия, колдовство в
Охота на ведьм в Австрии достигла своего пика в царствование императора
Рудольфа
II
(1576-1612). Ее вдохновителями были иезуиты, заинтересованные в ослаблении
протестантизма. Гонения повторились в конце XVIIb. в провинциях Штирия и Тироль
и нашли отражение в "Уставе уголовного суда" (170/) (Halsgenchisordnung) -
суровом законе, направленном против ведьм.
До 1570г. судебные преследования ведьм происходили изредка, и, если не считать
Каролинский кодекс 1532г., законом предусматривалось мягкое наказание за
колдовство. Так, уголовные законы Тироля в 1499г. еще не затрагивали ни
колдовства, ни чародейства; в 1544г. колдовство и ворожба рассматривались как
заблуждения, и даже Полицейский устав 1573г., также действовавший в Тироле,
приравнивал колдовство к богохульству и наказывал денежным штрафом, из которого
доносчик и судья получали по четверти, а половина суммы шла на нужды
благотворительности. Подобное регулирование ввел не одобрявший жестокости
император Максимилиан II (1564-1576), получивший образование в Испании (где он
позаимствовал в качестве образца испанскую инквизицию, не поощрявшую ложных
обвинений) Максимилиа" считал ведьм и тех, кто обращался к по...ощи гадалок,
просто идиотами. Исключением из этой традиции в Австрии был Каролинский кодекс
с
его новой теорией о том, что обвиняемые в ереси или злонамеренном чародействе
подлежат сожжению. Однако, несмотря на то, что этот кодекс был разработан для
всех выборных курфюрств империи и цитировался всеми последующими охотниками за
ведьмами, его часто игнорировали, причем не только в протестантских землях, но
и
в католической Баварии.
После коронации в 1576г. преемника Максимилиана число судов над ведьмами
возросло. Рудольф II был суеверен, верил в колдовство и считал, что его
околдовали. Он находился под влиянием иезуитов, которые приравнивали
чародейство
|
|