|
также под именами Хари раяны, Васудевы и др.. За ми Индии вишнуизм распрост;
ется, главным образом, в кришнаизма.
В вишнуизме огромную рол" рает бхакти, или религиозное клонение Божеству.
Конечная верующих - освободиться из ц перерождений и слиться с Вт Для этого
нужно обладать Бол
130
ВИШНУИЗМ или ВАЙШНАВИЗМ
благодатью. Вишну является не только целью (упейя), но и средством (упайя).
Верующие обязаны следовать пути кармана (совершение добрых дел) и джняны
(духовное знание).
Исторически вишнуизм возник из культа Васудевы-Кришны, вероятно, вождя племени
ядава (ок. VII-VI вв. до н.э.). Постепенно культ Ва-судевы слился с культом
обожествленного мудреца Нараяны. В религиозной поэме "Бхагавадгита" (ок Пв.
н.э.) Васудева, Кришна и Нара-яна служат взаимозаменяемыми именами Господа
Вишну. Позднее возник культ пастушка Кришны.
Основная проблема вишнуитс-кой философии - взаимоотношения индивидуальной душой
с Богом. Особый интерес представляют такие школы: (1) вишистадвайта ("умеренный
монизм"), связанная с именем мудреца Рамануджи (Х1в.) и
южноиндиискои сектой шриваиш-нав; (2) двайта ("дуализм"), главный представитель
- Мадхва (ХШв.), учивший, что Бог и душа - это две различных субстанции; (3)
двайтад-вайта ("дуалистический монизм"), учение Нимбарки (ХИв.), согласно
которому мир душ и материи одновременно отличается и ничем не отличается от
Бога; (4) шуддхадвайта ("чистый монизм") Валлабхи, который отвергал доктрину
майи (иллюзий); (5) ачитья-бхедабхеда ("непостижимая двойственность и
недвойственность"), учение Чайтаньи (см. Кришнаизм), согласно которому
отношения
между душами и Богом невозможно постичь с помощью разума.
Помимо перечисленных философских школ, в вишнуизме существует также множество
народных культов, основанных на учении Ра-мананды и его учеников, а также
Согласно вишну-итской космологии, создатель нашего мира Брахма рождается из
лотоса, что вырастает из пупа Вишну
131
ISBN 5-Г
9
ВИШШУДХА-ЧАКРА
поэтов-вишнуитов Тулси Даса (писал на хинди), Мира Бая (Гуджарат), Намдевы и
Тукарамы (оба -Маратха).
Большинство вишнуитов принимают как равные авторитетные ведические и
вишнуитско-
агами-ческие писания. Из ведических писаний они особенно почитают вишнуитские
Упанишады, Пураны (прежде всего "Шримад-Бхагава-там"), "Махабхарату", "Рамаяну"
и "Харивамшу", главным священным текстом считая "Бхагавадги-ту", входящую в
состав "Махабха-раты". Випгнуитские Агамы (иногда не совсем верно называемые
вайшнава-тантрами) бывают двух типов: паньчаратра-агамы и вай-кханаса-агамы, из
которых первые не основывают свой авторитет на Ведах, а вторые являются прове-
дическими. Не следует путать вишнуитские Агамы с шиваитски-ми и шактистскими
Агамами, т.е. с Тантрами как таковыми. Хотя, безусловно, по своим идеям и
описываемым практикам эти Агамы гораздо ближе Тантрам, чем ведической
литературе. Не меньше Вед и Агам во всех вишнуитских школах весьма почитаются
еще и труды собственных учителей, не обязательно' написанные на санскрите.
Вишнуиты почитают Вишну в качестве Верховного Господа, считая его личностным и
идентичным Брахману. Безличный аспект Бога при этом считается низшим.
Большинство вишнуитов придерживается дуалистических воззрений на природу Бога,
души и мира.
Вишнуиты совершают поклонение открыто, в дневное время. Вишнуизм запрещает
употреблять в пищу мясо, привносит множество ограничений и табу в сексуальную
жизнь и вообще в область
132
грубой чувственности. В си от брахманистов-ортодоксов, i нуиты обычно допускают
обр ние в свою веру людей любого л исхождения.
ВИШШУДХА-ЧАКРА (Санскрит., "чистая") В тр
ционной индийской метафиза тонкий энергетический центр) ходящийся в области
горла, и" отождествляемый со щитови железой. Символически изобр ется
шестнадцатилепестковым| тосом дымчато-фиолетового i со слогами а, аа, и, ии, у,
уу, р, ли, лли, э, аи, о, оу, ма и ха нал стках; в центре - белый круг, в|
торый
вписан треугольник с бвд мантрой ХАМ.
Вишуддха-чакра связана со хом, творчеством и самовыра"!) ем. Она является одним
из глаь | органов экстрасенсорного восп|| тия и играет основную роль в р| те со
сновидениями.
|
|