|
особое состояние духа, преодолевшего все земные ограничения и освободившегося
от
всех иллюзий. Символ ви-дьи - чистое зеркало, отражающее Реальность такой, как
она есть на самом деле.
ВИКАРИЙ
(Лат. "заместитель") Заместитель и помощник христианского священнослужителя;
"викарием Иисуса Христа" католики называют Папу. В православной церковной
иерархии звание викария имеют только помощники архиерея, возглавляющего епархию.
ВИРА или ВИРЬЯ (Санскрит., "мужественный")
В тантризме - психологический тип мужчины, соответствующий второй ступени
посвящения. Вира беззаветно устремлен к высшей цели тантрического пути. Только
он может совершать медитацию на трупе (см. Шава-садхана) с полной
концентрацией;
он лишен двойственности, разорвал узы похоти, ненависти, невежества и
обусловленности. Как правило, вира обладает определенными паранормальными
способностями и является идеальным партнером для сексуальных ритуалов.
ВИРА-ДАКИ
(В Тибете - ПАВО-КХАДО) В мифологии ваджраяны: существа, одновременно
пребывающие в "мире формы" (мире людей) и в "мире бес-формности" (мире богов и
духов). Все вира-даки подразделяются на 2 типа: мирские, или кармические, и
запредельные, или божественные. Мирские делятся на тех, кто принял тантрический
путь, и тех, кто его не принял. Первые достигли либо "этапа подготовки", либо,
как минимум, "этапа накопления". Вторые же лишь развили в себе некоторые
паранормальные способности. Среди мирских вира-дак второго подтипа встречаются
"плотоядные дакини", "ведуньи", "ворожеи", "упырицы". "Запредельные" вира-даки
-
это "вдохновляющие гении", достигшие "этапа видения" или перешедшие на
следующие
этапы. Таких вира-дак можно избирать своими руководителями на духовном пути.
ВИСПЕРЕД
(Древнеперсидск. "Богослужение всех глав") Одна из книг Авесты, читаемая обычно
во время празднования гахамбаров и в Ноу-руз. Состоит из литургических мо-липт
и
гимнов божествам, написанных на "авестийском" языке; до сравнительно недавнего
времени смысл ее текстов не был понятен даже зороастрийским жрецам.
ВИШНУ
Второй бог индусской "троицы". В традиционной иконографии Вишну изображают юным,
синекожим и многоруким; его атрибуты - раковина, диск, булава и лотос.
В вишнуизме Вишну почитается как первый и главный бог, частичными воплощениями
которого являются все остальные. Так, всякая новая эпоха начинается с того, что
Вишну пробуждается ото сна и задумывает создать новый мир. При этом из его
пупка
вырастает лотос, а из лотоса рождается Брахма, который исполняет его замысел.
Вишну считается хранителем мира и защитником Земли. Когда
5 Зак 140
129
9 785 17 0l
ВИШНУИЗМ или ВАЙШНАВИЗМ
Земле угрожает опасность, Вишну является в мире, воплотившись в одно из земных
существ, и восстанавливает порядок. В Пуранах говорится о девяти различных
воплощениях Вишну; среди них наиболее знамениты Рама, Кришна и Будда Шакья-Муни.
Мудрецы предсказывают, что в конце времен Вишну явится в десятый раз - в облике
космического всадника Калки, который уничтожит все зло этого мира. Основное
качество всех ипостасей Вишну - Абсолютная Любовь, что сближает мистицизм
вишнуитов с традиционным христианским. Любовь Вишну содержит в себе все оттенки
земной любви - от благоговения до чувственного вожделения, - но она свободна от
похоти, собственничества и агрессии. При необходимости Вишну убивает миллионы
существ, вредящих Земле, - однако он не способен возненавидеть ни одно из этих
существ, и поэтому не причиняет им вреда. Ведь земное существование человека
столь же
Брахма, Ши Вишну -1 творческой, j трансцендеит и сохраня энергий. Эти| силы
связан! соответствй с рождением | смертью и >
НЬЮ И СОСТЭ1
ют эфирное л человека. Со менной скуль ры, Хойсаяз | дия, ок. XII в I
иллюзорно, как и прекращен этого существования; а тот, ктс! ществует вопреки
мировому^ рядку, отягощает свою карму ц ложняет свое дальнейшее бьп| отдаляя
момент полного осво дения от иллюзии.
ВИШНУИЗМ или ВАЙШНАВИЗМ
Общее название для разли культов индусского бога Ви Последователей подобных ку.
обычно именуют вишнуит; Вишнуиты почитают лично Бога-Вседержителя Вишну, и ного
|
|