|
ний, и этот круговорот будет продолжаться до тех пор, пока душа не обретет
просветления и не достигнет нирваны (санскрит , "угасание") Данная идея не была
собственным изобретением Гаутамы (аналогичных воззрений придерживаются джайны и
члены некоторых индусских сект); однако Гаутама дополнил ее еще одним
существенно важным моментом Согласно его утверждению, вся материальная жизнь
является иллюзией, страдания же порождаются не столько самой жизнью, сколько
человеческим неведением о ее иллюзорности и страстями, возникающими вследствие
этого неведения.
В течение более чем 2,5 тысячелетий своего развития буддизм разделился на три
основных направления. Тхераваду ("Путь Старших"), которую уничижительно
называют
также Хинаяной ("Малой Колесницей"); Махаяну ("Большую Колесницу") и
ответвившуюся от последней Ваджраяну ("Колесницу Грома"). В каждой из школ
доминирующее значение имеет вера в святых.
Буддисты тхеравады называют святыми (архатами) тех, кто собственными усилиями
достиг нирваны (состояния блаженства) и освобождения от сансары (бесконечного
цикла перерождений). Достигнув нирваны, Будда освободился от "оков алчности",
"ненависти" и "заблуждения" Он считается первым буддийским святым. Ученики
Будды, достигшие нирваны после него, тоже причислены к лику святых. Раннему
буддизму были известны также женщины-святые, в том чис-
Бодхисаттва Майтрейя. Период Кушаков J Матхура, Археологический музей
ле Праджапати, тетка и приемная| мать Будды, и его жена Яшодхара Буддизм
Махаяны, возникший в ш чале нашей эры, отверг утверж,.
170
92
БХОГА
йоги, наиболее полно изложенную в работах Шри Рамануджи и Шри Чай-таньи.
Основой
бхакти-йоги является безграничная и самозабвенная любовь к избранному божеству,
которая позволяет верующему полностью отождествить себя с ним.
БХОГА
(Санскрит... "наслаждение, чувственное удовольствие") "Путь к духовному
совершенству и освобождению", основанный на чувственном познании всех радостей
плотской жизни. Является неотъемлемой чертой индусского тантризма, призывающего
к нарушению всех религиозных и мирских запретов. Следуя по этому пути, человек
постигает единство материального и духовного и осознает Божественное в себе
самом.
БХОГИ
(Санскрит.,, "наслаждающийся") В религиозной практике индц изма - человек,
решивший добровольно принести себя в жертву божеству. Бхоги жили в храмах и
пользовались всеобщим почетом и уважением; их окружали предметами роскоши и
исполняли их любые желания. Традиция бхоги угасла в Х1Хв. с запрещением
человеческих жертвоприношений. Пережитки этой традиции можно увидеть в
различных
ритуалах самоистязания, до сих пор распространенным у индийских шиваитов.
БХУР-БХУВАХ-СВАХ
Ведическая мантра, каждое из слов которой соотносится с одним
Л1/
94
из планов мироздания: бхур - с земным планом или бхур-локой, бхув - с
атмосферой
и астральным пла| ном, бхувар-локой, а свах - с духа ным миром, сварга-локой.
БХУТА-ШУДДХИ
"Очищение элементов" - обря, служащий прелюдией к группой^ ритуалам тантризма.
При чтени соответствующих мантр с представляет себе, как земля, ш i торой
состоит его тело, превраи ется в воду, вода - в огонь, огонь-| воздух, а воздух
- в эфир. "Пересе: дав" свое тело по этому образц> приступает к ритуалу.
БЭЙ
Самая распространенная тельная принадлежность в сррд вековом Китае. Для
изготовъенш бэй яйцевидную или грушеви болванку из ствола дерева или ня бамбука
разрезали на две и вины по продольной оси. Гадавши должен был встать на колени
пере} образом божества, произнести и просьбу, соединить половинки вместе и,
пронеся их через дым бла| говоний, бросить на землю Eci( обе части падали
плоской стороне* вниз, ответ считался отрицатель! ным, если же разными
сторонами| положительным.
Гадание с помощью бэй моп| предваряться гаданием на бамбуь I вых палочках,
комплект которь| имелся в каждом храме. С их пом щью получали согласие божества
и дальнейшее гадание.
S4".
ВААЛ
(Правильнее БААЛ - от западно-семитского слова, обозначав-
Бронзовая статуэтка Ваала (Палестина, 1400-1200 гг. до н.э.)
|
|