|
считавшееся у иудеев священным, вместо Иуды Искариота избрали Матфея.
"Тринадцатым апостолом" или "апостолом язычников" обычно
Двенадцать апостолов и Мария Магдалина. Вес тфалия, 1370/
80 гг. 1" '
АПОТРОПЕЙ
ISBN 5- 17-ОС
9 785 170 08
называют святого Павла, внесшего весомый вклад в развитие христианского
вероучения.
Сакральное число двенадцать дало повод для определенных мистических толкований
образов апостолов. Согласно греческой гемат-рии, числовая сумма имен апостолов
почти тождественна сумме названий знаков Зодиака (разница составляет всего лишь
29 единиц). На этом основании были установлены соответствия между отдельными
апостолами и зодиакальными месяцами, что позволило включить учеников Христа в
общую систему мистической классификации Вселенной и отчасти оправдать
астрологию
с точки зрения христианства. В средние века некоторые астрологи даже пытались
заменить "язы-
Спаситель мира часто изображался на гностических геммах. Этот экземпляр был
создан в период Французской Революции
ческие" изображения зодиакальных j животных изображениями апостолов, однако
маловыразительная иконография последних едва ли сп" собствовала такой замене.
АПОТРОПЕЙ
(Греч, "отвращающий беду") Древнегреческая гемма, использо вавшаяся в качестве
талисмана против злых духов; характерный элемент так называемой "греко-еги
петской магии", весьма популярной у гностиков и впоследствии перешедшей в
европейские оккультные учения. На апотропеях чаще всего изображались египетские
боги Бес Хнубис или Абраксас, лев, грифон фаллос, два пальца, сложенные вмс сте.
Большинство апотропеев npe/i назначалось для ношения на груди однако известны и
настенные (на пример, изображение головы Меду зы, обычно висевшее над печью гре
ческого гончара), а также выпол ненные в качестве рельефных меда льонов на
скульптуре или оружии Изображения и надписи на апотро пеях служат ценным
источником для изучения мистических доктрин позднего эллинизма, письменные
сведения о которых практически не дошли до нас благодаря стара ниям первых
лидеров христианской церкви.
АПСАРЫ
(Санскрит., "движущиеся в воде") В индуизме - богини воды, обитающие
преимущественно на небе; красавицы, которые доставляют в небесный мир Индры
павших в бою воинов, а также искушают, обольщают и испытывают будущих аскетов и
отшельников. Считается, что апсары насылают на людей любовное безумие и
приносят
удачу в азартных играх. Самая известная
56
АПСУ или АБЗУ
Девушка-танцовщица. Буландибагх (Па-тал ипутра). Терракота, начало Ив. до н.э.
из апсар - Урваши, наградившая свой любовью земного царя Пурура-васа, а затем
покинувшая его.
АПСУ или АБЗУ
(Аккадск.г "бездна") В шумерс-ко-аккадской мифологии - подземный пресноводный
океан, на котором покоится земля; обитель Энки, бога мудрости и плодородия.
Кроме того, название "апсу" носил бронзовый храмовый котел для ритуальных
действий с водой.
АРГХА
(Санскрит., "чаша") Ритуальный сосуд, обычно в форме женских гениталий.
Используется для жертвенных возлияний на священные предметы и изображения.
АРЕТАЛОГИЯ
(Греч, "рассказ о подвигах") В
традиции античного язычества -особые храмовые записи о совершенных кем-либо
чудесах или особых подвигах (описания пророчеств, вещих снов, исцелений,
совершенных оракулами или какими-либо знаменитыми лицами). В более широком
смысле - любая литература о сверхъестественных подвигах, от древних героических
эпосов романов до современных произведений жанра "фэнтэзи".
АРИК АНПИН
(Бврейск. "Долгий Лик" или "Долготерпеливый") В лурианской версии каббалы -
комбинация из трех верхних Сефирот {Кетер, Хок-ма и Бина). "Долгий Лик" служит
воплощением личного милосердия и долготерпения Божьего; это стадия, на которой
идея Творения зарождается, оформляется в виде абстрактного понятия, а затем
преобразуется в мысль. Таким образом, Арик Анпин содержит в себе "отца и мать"
всех нижних Сефирот.
АРИМАН
См. Ангро-Майнъю.
АРКАН
(От лат. arcanum - "таинство")
|
|