|
(От греч. apokryptein, "скрывать") Произведение, излагающее мифы, легенды и
религиозные истины, не вошедшие в официаль-
Поклонение Апису(древне-египетская стела позднего периода) t, K|
53
ISBN 5-17-OC
9 785 170 0 8
АПОКРИФ
ный канон. Апокрифами принято называть также любые духовные сочинения,
авторство
которых сомнительно.
Апокрифическая литература существует повсюду, где существует каноническое
Писание.' Отношение к ним различно: так, коранические апокрифы (хадисы)
почитаются мусульманами-суннитами и служат .важным источником исламского права;
апокрифы ведического канона отвергаются брахманами, но некоторые тантрические
секты почитают их превыше Вед.
Иудео-христианские апокрифы делятся на три группы: собственно апокрифы
(произведения, которые не включены в канон и не считаются "боговдохновенными"),
псевдоэпиграфы (подложные документы, написанные от лица библейских персонажей)
и
дейтероканоничес-кие писания (включенные только в один из существующих канонов
и
отсутствующие в остальных). Для жителей Средиземноморья основным средством
общения служил греческий язык. Поэтому Ветхий Завет, написанный на
древнееврейском языке, большинству населения был непонятен.
Иудейские книжники решили создать Септуагинту - перевод книг Ветхого Завета на
греческий язык. В состав Септуагинты входило несколько текстов, которые позже
были исключены из иудейского канона. В Талмуде они называются Гизоним
(Посторонние книги). Сеп-туагинта послужила основой для Вульгаты - латинского
перевода Библии, произведенного св. Иерони-мом. Хотя переводчик сомневался в
подлинности некоторых текстов, которые он впервые назвал "апокрифами",
большинство из них пришлось все же включить в Вульгату.
Трентский собор 1546г. канонизи ровал весь текст латинской Библии. | за
исключением Третьей и Четвер той Книг Маккавеев, Молитвы Ма нассии, 151-го
псалма и Первой и| Второй Книг Ездры. В то же время православная церковь
включила в канон несколько ветхозаветных апокрифов (Книгу Товита, Книгу Юдифь,
Книгу Премудрости Соломоновой и Книгу Премудрости Иисуса, Сына Сирахова), но
отказалась от остальных. Католическая церковь считает каноническими (за
некоторыми исключениями) следующие апокрифы: Книгу Баруха и Послание Иеремии
(иногда служит 6-й главой Книги Баруха); Первую и Вторую Книги Маккавеев;
несколько апокрифических фрагментов! книги Даниила (Песнь трех отроков, историю
Сусанны, историю Вила и I дракона); большие апокрифические] вставки в Книге
Есфири.
Ветхозаветные псевдоэпиграфы I чрезвычайно многочисленны. Они повествуют о
различных событиях! библейской истории и написаны от! лица различных ее
персонажей - от I Адама до Захарии. Наиболее важ-1 ными из этих документов
считают-1 ся Вознесение Исайи, Успение Моисея, Житие Адама и Евы, Первая и1
Вторая Книги Еноха, Книга Юбиле-1 ев, Послание Аристея и Завещание] Двенадцати
Патриархов.
Все новозаветные апокрифы яв-1 ляются псевдоэпиграфами. Боль-| шинство из них
входит в разряд деяний, Евангелий и посланий, одна-1 ко известно несколько
откровений] и произведения, которые можно на- J звать книгами премудрости.
Апокрифические деяния повествуют о жизни различных библейских пер-1 сонажей, в
том числе апостолов; по слания, Евангелия и т.п. написаны | от их лица. В
некоторых произведе-
54
ниях описываются "тайные" мистические ритуалы Большинство этих текстов возникло
в еретической, главным образом, гностической среде В первые десятилетия хрис
тианства различные группировки и секты боролись за власть над умами верующих.
Поэтому все труды, в которых проповедовались неортодоксальные взгляды, позднее
были объявлены еретическими.
Канонический Новый Завет включает в себя несколько дейте-роканонических
произведений и фрагментов1 Послание к Евреям апостола Павла (написанное уже
после его смерти); послания Иакова, Петра (И), Иоанна (II и III) и Иуды, а
также
Откровение Иоанна. Среди фрагментов следует назвать Марк 16 9-20, Лука 22-43-44
и Иоанн 7:53 и 8 1-11. Все перечисленные произ-
АПОСТОЛЫ
ведения и отрывки включены в католический канон и признаются православной и
большинством протестантских церквей.
АПОСТОЛЫ (Греч, "посланники") Ближайшие ученики Христа, которым было поручено
распространить его учение по всему миру Симон (Петр), Андрей, Варфоломей, Иоанн,
Матфей, Симон Зелот, Фаддей (или Иуда, сын Иакова), Филипп, Фома, Иаков, сын
Алфея, Иаков - сын За-ведея и брат Иоанна, Иуда Искариот, предавший Иисуса.
Согласно Деяниям апостолов, его ученики, чтобы сохранить число двенадцать,
|
|