|
Амулеты, освященные жрецами и магами и наделенные магической силой, высоко
ценились в Древнем Египте
в себе частичку силы своего бывшего владельца На том же принципе основано их
магическое и медицинское применение, так, рог носорога считается очень сильным
афроди-зиаком. хотя его химический состав абсолютно нейтрален.
Искусственные амулеты чрезвычайно разнообразны по своей форме, это уменьшенные
изображения животных и других предметов, символические фигуры, кольца, монеты,
браслеты, брелоки, медальоны с религиозными изображениями и надписями.
Изготовление таких амулетов - мистический ритуал, который необходимо
производить
в строго определенное время; над ними читают магические формулы, наделяющие их
сверхъестественной силой. Иногда они изготавливаются из материалов, обладающих
"естественными" магическими свойствами - например, из золота, слоновой кости
или
драгоценных камней. В "Папирусе Макгрегора" перечисляется 75 разновидностей
искусственных амулетов, которыми
пользовались древние египтяне. Среди наиболее популярных - жук-скарабей, Анх,
столб Тет и "глаз Гора" (Уджат).
Монотеистические религии (см. Монотеизм) не одобряют ношение амулетов, однако
предлагают целый ряд священных предметов и релик вий, которые можно
использовать
в этом качестве К ним, в частности, относятся останки святых, освященные
религиозные символы (например, нательный крест) и фрагменты из Писаний,
записанные на особых табличках или клочках пергамента. Искусство изготовления
таких'амулетов особенно развито в иудейской каббале, нередко им занимаются сами
раввины. Восточные иудеи и по сей день вешают в комнате роженицы амулет,
оберегающий от демоницы Лилит.
АНАБАПТИСТЫ
(Греч, "перекрещенцы") Представители радикальных христианских сект эпохи
Реформации, критически относившиеся ко многим цер-
39
ISBN 5-17-ООЯ
785 170 08
АНАВОЛИЙ
Казнь анабаптистов в Мюнстере
ковным ритуалам и считавшие, что выбор вероисповедания является следствием
осознанного волевого действия. Отрицая церковный обряд крещения, снижающий, по
их мнению, ценность веры, анабаптисты считали, что обряд должен проводиться в
зрелом возрасте, подобно тому, как его проводил Иоанн Предтеча. Это крещение, в
котором неофит символически умирал для прошлой жизни, и считалось единственно
истинным. Большинство сектантов впоследствии переселилось в Северную Америку,
где возобладали эсхатологические ожидания и надежды на второе пришествие.
Анабаптисты отвергают насилие, ношение и применение оружия, присягу как
идолопоклонство, запрещают занимать своим последователям государственные
должности и поступать на военную службу.
АНАВОЛИЙ
(Греч.) В православном ритуале крещения - белые одежды, надеваемые на
новоокрещенного.
АНАЛАВ
(Греч.) Деталь ритуального оде яния православного схимника - че тырехугольный
плат, украшенный крестами, с пришитыми по углам шнурами, которым прикрывают
плечи монаха при пострижении " великую схиму Ср. Талит.
АНАЛОЙ или НАЛОЙ
(Греч.) В православном храме стол, на который во время богослужения кладутся
Евангелие, крест и иконы Во время совершения та инсгпва бракосочетания священ
ник обводит новобрачных вокруг аналоя.
АНАНДА
См Сат-Чит Ананда.
АНАТАРА БХАВА
См. Бардо
АНАФЕМА
(От греч. anatithenai "учреждать" или "посвящать") В Ветхом Завете словом
"анафема" обознача ется существо или предмет, прино симые в жертву. Жертва
считалась
40
повременно священной и прокля-)й. В описаниях религиозных войн *афемой названы
также враги и их :ажденные города.
В Новом Завете термин приобрел ругое значение. Св. Павел обозна-ал словом
"анафема" проклятие и згнание из христианской общины. ! 431г. Св. Кирилл
Александрийс-ий выдвинул знаменитые 12 ана-рем против еретика Нестория. На-шная
с VIb. анафема стала озна-гать наисуровейшую форму отлуче-1ия еретика от
христианской церк-зи и осуждение его доктрины. Более мягкой формой считалось
отлучение от таинств; вину можно было искупить с помощью епитимьи.
Ритуал и порядок провозглашения анафемы был установлен на -Халкедонском соборе
(451г.); с тех Втор она неоднократно использова-гоась в политических целях
против ^различных прогрессивных обще-¦ственных деятелей, что в конце кон->цов
подорвало веру большинства христиан в мистическую действенность данного ритуала.
|
|