Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 [Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-
 
**

*КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ*

*

ДУН ЧЖУНШУ

*/

Конфуцианство получило статус официальной государственной идеологии в
эпох" Хань (206 г. до н.э. - 220 г. н.э.), и произошло это в
значительной степени благодаря Дун Чжуншу (ок. 180 - ок. 120гг. до
н.э.), который не случайно стал именоваться в средневековом Китае
"'Конфуцием эпохи Хвнь".

Он был видным государственным деятелем, занимал пост министра,
инициировал проведение ряда важных реформ, включая земельную, а также
реформу, связанную с введением государственной монополии на выплавку
железа и добычу соли. Благодаря ему была учреждена система
государственных экзаменов на чиновничьи должности, в основу которой были
положены конфуцианские Каноны. Эта система Просуществовала в Китае
вплоть до начала XX в., представляя собой основополагающий
социально-идеологический институт китайской государственности.

Заслуга Дун Чжуншу как философа состоит в дальнейшей разработке
конфуцианства с учетом достижений философской мысли представителей
других китайских школ. Так, в натурфилософских построениях он
использовал идеи даосизма и инь ян цзя. При трактовке этических проблем
он попытался примирить противоположные позиции по вопросу о природе
добра двух великих конфуцианских мыслителей - Мэн-цзы и Сюнь-цзы, а
также использовать некоторые положения легистов.

Влияние последних еще более очевидно в учении о взаимном "восприятии и
реагировании. Неба и человека", составляющем основу воззрений Дун Чжуншу
на государство, его строение и функции.

Из всего корпуса сочинений Дун Чжуншу наиболее важным считается "Чунь
цю-фань-лу" (Обильная, роса на летописи "Чунь цю"). Перевод С китайского
фрагментов из указанного произведения сделан А.С.Мартыновым. См.:
Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990.

/

 

*
"Чунь цю фань-лу"

ВАЖНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

*

Лишь совершенный мудрец может свести десять тысяч вещей (все
многообразие сущего) к единому и связать их с начальным. Если же некто
приступит [к управлению вещами], не постигнув той основы, откуда они
происходят, то он не сможет добиться успеха. Поэтому в "Чунь цю"
"единое" называется "начальное". Начальное подобно истоку (началу). Его
смысл и задача - [приводить в соответствие концы и начала вещей] с
концами и началами Неба и Земли. [Например], человек рождается, [имея
определенными лишь] начало и конец, и он не обязан подчиняться переменам
[согласно] четырем временам года. Поскольку начальное есть основа десяти
тысяч вещей, то начальное человека также [находится среди этих основ].
Но где же оно? Оно - перед Небом и Землей!

Но человек хотя и зарождается в субстанции Неба [тянь ци} и воспринимает
ее, не наделен способностью вступать в противоречие с тем, что делают
изначальная небесная основа и изначальное небесное предопределение.
Поэтому [запись в "Чунь цю"] "весна, первый месяц" означает принятие
того, что делают Небо и Земля, продолжение и завершение того, что делает
Небо. Когда пути [человека и Неба] взаимно согласованы, то [человек]
добивается успеха совместно [с Небом и совместно с Небом] управляет
своими делами. Но что позволяет говорить [о том, что это и есть] начало
Неба и Земли? И что при этом делает начало Неба и Земли? И каково
отношение [этого начала] к человеку? Основное [в этом начале состоит в
следующем]: оно представляет собой способ постижения и принятия замыслов
[Неба].

Умение рассуждать о зверях и птицах не есть то умение, к которому
стремится совершенный мудрец. То, о чем стремится рассуждать совершенный
 
 [Весь Текст]
Страница: из 38
 <<-