|
национальной революции, нынешняя прогнившая система управления, конечно,
может быть разрушена одним ударом. Однако сохранятся еще корни этой
отвратительной системы, которые также необходимо вырвать. Несколько
тысячелетий в Китае господствовал самодержавный строй. Свободные,
равноправные граждане не могут терпеть в своей стране подобного режима.
Чтобы его уничтожить, одной национальной революции недостаточно.
Вспомним, как обстояло дело, когда минский император Тайцзу изгнал
монголов и возродил китайское государство. Национальная революция в то
время была завершена, а система управления страной оставалась близкой к
той, которая существовала при династиях Хань, Тан или Сун (1). Причину
того, что через триста лет Китай вновь подвергся чужеземному нашествию,
следует искать в пороках политического строя. Поэтому-то политическая
революция и является для нас абсолютно необходимой.
Изучение проблем политической революции требует много времени и труда.
Что же касается ее практического осуществления, то она совершается
одновременно с национальной революцией. Свержение маньчжурского
правительства явится одновременно и национальной революцией, если иметь
в виду изгнание маньчжуров, и революцией политической, если иметь в виду
уничтожение монархии. Таким образом, обе эти революции мы совершим разом.
В результате политической революции будет установлен демократический
конституционный режим. Следует подчеркнуть, что при существующем сейчас
в Китае политическом- режиме революция явилась бы необходимой даже в том
случае, если бы монархом был ханец. В великой французской революции и в
русской революции (2) национального вопроса не существовало, решались
вопросы чисто политические. Во Франции демократический строй уже
установлен, в России нигилисты (3) стараются добиться этой же цели. Всем
и каждому понятно, что такой же строй будет наиболее подходящим и для Китая.
Здесь необходимо сделать одно весьма важное замечание:
если люди, участвующие в революции, разделяют какие-либо монархические
идеи, они могут привести страну к гибели. В Китае государство всегда
рассматривалось как частное достояние одного лица. Поэтому, когда в роли
сильных личностей выступали невежественные люди, они неизменно вели
между собой борьбу за обладание государством; если же борьба не
приносила успеха, они предпочитали удерживать за собой ту или иную часть
страны, лишь бы не подчиниться противнику. Раскол страны, вызванный
междоусобной войной, сохранялся на целый век, а то и на два. И если
ныне, когда державы не спускают с Китая хищных взоров, среди
революционеров начнутся междоусобицы и они станут делить страну между
собой, они погубят Родину своими же руками.
В последнее время принципиальные и решительные люди высказывают
опасения, что иностранные державы могут победить Китай. Я придерживаюсь
другого мнения. Иностранцам такая задача не под силу. Вот если сами
ханьцы разорвут на части свою страну, положение станет непоправимым!
Поэтому мы и должны осуществлять революцию силами простого народа и
создать национальное правительство. И это не только цель нашей
революции, но и необходимое условие, чтобы ее совершить.
Перейдем теперь к принципу народного благосостояния. Это очень сложный
вопрос, составляющий отдельный предмет исследования, вопрос, который
нельзя объяснить, не изучив его досконально. Со всей остротой социальная
проблема встанет перед нами лишь в будущем; сейчас она не является для
нас столь острой, как национальный вопрос или вопрос народовластия.
Поэтому очень немногие обращают на нее внимание. Тем не менее мы должны
смотреть далеко вперед. Всегда легче заблаговременно принять меры против
угрозы большого несчастья, чем устранять его, когда оно уже свершилось.
Социальный вопрос в Европе и Америке - застарелая болезнь, в Китае же
она еще в зародыше, однако в будущем этот вопрос непременно встанет
перед нами во весь рост.
Если к тому времени мы не справимся с социальными проблемами, то
произойдет новая великая революция. К революции же следует прибегать
лишь в самых крайних случаях, чтобы не подрывать многократно здоровье
нации. Осуществляя национальную и политическую революцию, мы в то же
время должны найти способ улучшить нашу социально-экономическую систему
и тем самым предотвратить социальную революцию, в будущем. В этом,
поистине, и заключается наша величайшая задача.
Остановимся-прежде всего на причинах, вызвавших к жизни принцип
народного благосостояния. -Этот принцип получил широкое распространение
лишь в -первой половине XIX века. До этого он не имел большого значения
в основном потому, что цивилизация не была еще достаточно развитой. По
мере развития цивилизации социальный вопрос становился все острее. Это
положение, как мне кажется, очень трудно понять. Постараемся, однако,
проиллюстрировать его несколькими простейшими примерами.
|
|