Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
 [Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
**

*МУСУЛЬМАНСКАЯ

*

*
ФИЛОСОФИЯ

АЛ-АШАРИ

*/Возникновение спекулятивной теологии - калам явилось закономерным
следствием эволюции мусульманского общества и настоятельной потребности
разрешения споров относительно толкования догм и предписаний исламского
вероучения между представителями различных сект и групп, на которые
раскололась умма вскоре после смерти пророка Мухаммада. Последователи
калама - мутакаллимы устраивали собрания-диспуты, в которых участвовали
также немусульманские оппоненты, иудеи и христиане прежде всего. В
спорах и дискуссиях мутакаллимов формировалось проблемное поле
средневековой арабской философии.

Мутакаллимы принимали ряд положений в качестве аксиом, служивших для них
отправными точками для рефлексии и рассуждений. К таким аксиомам
относились: "единобожие":

"Божественная справедливость": "обещание и угроза" (со стороны Бога в
ответ на человеческие деяния); "промежуточное состояние" (между двумя
крайними позициями по вопросу о том, исключают ли верующего из числа
мусульман за совершенные им смертные грехи): "повеление одобряемого и
запрещение порицаемого" (положение, обязывающее мусульман противостоять
злу и вершить добро).

Принятие указанных аксиом не освобождало тем не менее от сомнений и
разногласий по широкому кругу проблем, касающихся прежде всего
центрального догмата ислама о единобожии - таухид, божественных
атрибутов, сотворенности Корана, свободы воли и др.

Принципиальное отличив мутакаллимов от догматиков заключалось в том, что
для разрешения спорных вопросов они обращались к разуму, используя
рациональные методы аргументации. Тем самым объективно было Положено
начало разделению богословского и светского знания.

К разряду самых влиятельных школ калама относятся мутазилизм и ашаризм.
Мутаэилиты (букв. "обособившиеся", "отделившиеся") были первыми по
времени и более последовательно рационалистическими по направленности.
Не случайно поэтому именно их деятельность способствовала формированию
философской мысли - фалсафа, первым крупным представителем которой был
ал-Кинди, близкий к кругам мутазилитов.

Ашариты - последователи ал-Ашари (873-935), мутазилита, которого нередко
обвиняют в капитуляции перед исламским традиционализмом, поскольку он и
его сторонники проявляли большую осторожность в своих утверждениях,
касающихся исламских догм. Ашариты, например, признавали извечность
некоторых божественных атрибутов, в частности знаниями воли;
отказывались от утверждения сотворенности Корана, отличая "несотворенный
смысл" от "сотворенного словесного выражения"; вместо открытого
признания свободы воли предпочитали занять примирительную позицию-между
крайними по этой проблеме точками зрения.

Доксографическое произведение ал-Ашари "О чем говорили люди ислама и в
чем разошлись творившие молитву" дает возможность познакомиться со
взглядами крупнейших теоретиков раннего ислама по широкому кругу
проблем, обсуждавшихся среди мутакаллимов. Публикуемые отрывки из этого
сочинения представляют собой первый перевод на русский язык текстов
калама. Перевод выполнен А.В.Смирновым по изданию: ал-Ашари, Абу
ал-Хасаи. Маколат ал-исламиййин ва ихтилаф ал-мусаллин. Висбаден, 1980.
В круглых скобках указаны страницы оригинала.

/**
* 

*

*"О чем говорили люди ислама и в чем разошлись Творившие молитву"

*

**

*[БОГ, И ЕГО АТРИБУТЫ]*
 
 [Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-