|
[жертвенного] мяса [жрецами] также установлено этими же бродягами". Вот
почему для блага людей необходимо придерживаться учения чарваков. Таково
изложение даршаны чарваков в "Сарва-даршана-самграхе" высокочтимого
Саяны Мадхавачарьи.
*
ДЖАЙНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
*Название третьей по значимости (после брахманизма и буддизма)
религиозной традиции Индии связано с именем основателя учения Махавиры,
прозванного Джиной, т.е. Победителем. Махавира завершил плеяду джайнских
"пророков". будучи двадцать четвертым тиртханкаром (букв. "создатель
переправы"). Его деятельность относится к VI- V вв. до н.э. к так
называемому осевому времени истории индийской цивилизации.
История жизни Махавиры во многом сходна с историей Будды, который был,
вероятно, его младшим современником. Согласно преданию, одиннадцать
ближайших учеников - ганадхаров после смерти Джимы составили каждый по
книге его наставлений. Вместе с 14 "лекциями" - пувва Учителя,
записанными ганадхарами, они образовали двенадцатикнижие джайнского
канона, именуемого "Агама", или "Сиддханта".
Последователи Махавиры из-за существенных расхождений во мнениях по ряду
вопросов раскололись на многочисленные группы, которые к 1-11 вв. н.э.
оформились в два основных направления: дигамбаров ("одетых воздухом") и
шветамбаров ("одетых в белое").
Как бы ни разнились джайны во взглядах, все они признают обязательность
соблюдения "четырех обетов": ахимса - отказ от насилия ко всем без
исключения живым существам: астейя - отказ от воровства; брахмачарья -
отказ от нарушения целомудрия; апариграха - отказ от погони за мирскими
приобретениями.
Точно так же едины джайны и в своем отношении к Ведам, которые не
признаются ими в качестве священного откровения, и в отрицании акта
божественного творения. Естественно, что учение джайнизма зачислено в
разряд настика, т.е. "ереси" по отношению к брахманизму.
Джайнское учение о бытии может быть охарактеризовано как
плюралистический реализм. Оно признает существование мира вещей вне и
независимо от человеческого сознания. Все сущее входит в состав одной из
пяти или шести субстанций (дравья), включающих дживу - бесконечное число
духовных субстанций, или душ: пудгалу вещество: акашу - пространство:
дхарму - "условие движения"; адхарму - "условие покоя" и, наконец, калу
- время, которое относят к категории субстанции только дигамбары.
В джайнской философии уделяется большое внимание проблемам познания:
абсолютное знание рассматривается в качестве важнейшего аспекта
"освобождения". Джайны известны разработкой знаменитой методологической
доктрины сьяд-вада. утверждающей, что ни одно высказывание о предмете не
является абсолютно истинным или абсолютно ложным, ибо всякая истина
конкретна. Специальную разработку в их учении получил вопрос о природе
заблуждений. Религиозно-философские воззрения джайнов были собраны в
систему Шри Умасвати. Обе ветви джайнской общины признают авторитет его
"Таттвартха-адхигама-сутры". Играющей для них ролр своеобразной Веды.
Перевод с санскрита основных глав (1, 2, 5-10) "Татвартхаадхигама-сутры"
("Cутpa постижения категорий реальности") выполнен А.А. Терентьевым и
является первым русским переводом джайнского текста.
*
"Таттвартха-адхигама-сутра" Шри Умасвати Вачаки
*
**
*ГЛАВА 1 (ВВЕДЕНИЕ. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ)*
1. Путь к Мокше - праведные воззрение, познание, поведение.
2. Праведное воззрение - вера в категории реальности (таттвартха).
3. Оно врожденно или постигается (адхигама).
4. Категории - джива, аджива, асрава, бандха, самвара, нирджара, мокша.
5. Их аспекты - имя, форма, субстанция и состояние.
|
|