|
6. Постижение [достигается] через средства познания [и] отношения;
7. [а также через] определение, [исследование] принадлежности,
возникновения, области существования, продолжительности [существования],
видов [объекта познания];
8. а также через [исследование таких характеристик:] существование,
число, место, распространенность, время существования, время
несуществования, величина.
9. Познание [подразделяется на] чувственно-логическое, авторитарное,
ясновидческое, телепатическое, абсолютное. 10. Это средства познания.
11. Два первые - опосредованные.
12. Остальные - непосредственные.
13. Синонимы чувственно-логического познания: вспоминание, восприятие,
размышление, дедукция.
14. Оно [обусловливается] сигналами (нимитта) органов чувств и
"не-органов чувств" [в такой последовательности:]
15. выделение объекта в поле восприятия, формирование познавательной
установки, распознавание образа, уточнение и удержание.
16. [Эти четыре стадии могут относиться к] многим или одному,
разнообразным или одинаковым, быстрым или медленным, наблюдаемым
полностью или частично, незнакомым или знакомым, длящимся или моментальным
17. объектам.
18. "Неопределенное выделение" объекта в поле восприятия (вйанджана)
19. не [происходит в случае восприятия] глазом или умом.
20. Чувственно-логическое [познание] предшествует авторитарному,
[которое] двухвидово: многообразное и 12-образное.
21. Ясновидение двухвидово:
22. врожденно у существ ада (нарака) и божеств;
23. у остальных [же может возникнуть] по названным причинам [и имеет]
шесть разновидностей.
24. Телепатия [бывает] прямая и полная.
25. Различие между ними в ясности и устойчивости.
26. Ясновидение и телепатия различаются ясностью, дальнодействием,
субъектом и объектом.
27. Чувственно-логическое и авторитарное относятся ко всем субстанциям,
но не во всех проявлениях;
28. ясновидение - [к проявлениям, обладающим] цветоформой,
29. телепатия - к бесконечно малой их доле,
30. абсолютное - ко всем проявлениям всех субстанций.
31. Одновременно [могут] присутствовать от одного до четырех видов познания.
32. Чувственно-логическое, авторитарное и ясновидение [бывают] ошибочны
33. из-за неразличения существующего и несуществующего [и] из-за
произвольности извращенного понимания.
34. Отношения - найгама, санграха, вйавахара, риджусутра,
Шабда.
35. Найгама делится на две, шабда - на три части.
*
ГЛАВА 2 (ПРИРОДА ДЖИВЫ)
|
|