|
исчезновение души. К тому же [Майтрейя говорит]:
"Здесь, о господин, ты ввергаешь меня в смущение, и я этого не постигаю,
что после смерти нет сознания". Начав с заданного вопроса, далее
объясняет [Яджнавалкья]: "Не ввергаю я в смущение, дорогая, ибо не
гибнет этот атман, дорогая, он обладает качеством неуничтожимости, и нет
его соединения с преходящими ограничениями" (БрУп IV, 5, 14).
Если у души допускается природа неизменного Брахмана, в таком
утверждении net противоречия. Различие же их характеристик имеет
причиной преходящие ограничения. [Вышеприведенное речение шрути
завершается словами:] "Поэтому далее говори ради окончательного
освобождения" (БрУп IV, 5, 15). Так у атмана, состоящего из знания,
посредством отбрасывания всех характеристик гангапм утяепжлается поиоода
высшего Атмана. Значит, атман не рождается и не погибает.
*Сутра 18. Это само (со)знание
*
Либо, как считают последователи Канады, эта [душа] наделена преходящим
сознанием, но сама по себе бессознательна, либо, подобно тому как
считают санкхьяики, ее собственная природа есть вечное разумное сознание
- таково сомнение.
Пока что примем [посылку, согласно которой] сознание атмана преходяще и
порождается соединением атмана с манасом, подобно тому как свойство
красноты и т.п. возникает благодаря соединению глиняных горшков с огнем.
Ведь если бы существовало вечное сознание, то и состояния сна, обморока
или одержимости [сопровождались бы] сознанием. Однако сами [люди],
будучи спрошенными, говорят: "Мы ничего не сознавали", тогда как в своем
[обычном] состоянии они явно сознают. Значит, поскольку сознание
[проявляется] лишь временами, атман наделен преходящим сознанием.
Но в ответ на такое рассуждение сказано: (Со)знание, [то есть] вечное
сознание, - это и есть Атман, так как он не порождается, но есть высший
неизменный Брахман, который является в виде души благодаря своему
соединению с преходящими ограничениями. Собственная же природа высшего
Брахмана утверждается священной традицией как сознание: "Познание,
блаженство - это Брахман" (БрУп III, 9, 28), "Истина, знание,
бесконечность - это Брахман" (ТайттУп II, 1, 1), "Без другого, без
внешнего, целокупный, весь - одно только знание" (БрУп IV, 5, 13);
[известны] и другие высказывания в том же роде.
Раз это так, а джива есть высший Брахман, тогда сущность индивидуальной
души - это ее вечное сознание, подобно тому как [сущность] огня - свет и
тепло. Существуют высказывания шрути относительно атмана, состоящего из
познания: "[Сам] не спящий, взирает на спящие [чувства]" (БрУп IV, 3,
11), "Этот Пуруша является самосветящимся" (БрУп IV, 3, 9), "Ведь нет
гибели для знающего и для знания" (БрУп IV, 3, 30) и другие подобные
речения, [например:] "Тогда познай того, кто [говорит:] „Да восприму я
запах" - это Атман, потому всеми органами чувств познай его, познай его"
[То есть] сущность его постигается благодаря знанию.
- Но ведь если сознание - это вечная природа [атмана], тогда излишни
обоняние и другие [чувства].
- Нет, это не так; [они нужны] ради различения объектов - таких, как
запах и прочее. Ибо сказано: "Для запаха обоняние", и тому подобное.
Что же касается спящих - [якобы] не сознающих, то известны высказывания
шрути об этом, которые отвергают [подобное мнение]. Глубоко заснув,
"ведь он то не видит, видящий, то не зрит, - но нет здесь исчезновения
зрящего и зрения, поскольку [видящий] неуничтожим; просто нет здесь
иного ему, отличного от него, что он смог бы увидеть" (БрУп IV, 3, 23);
о том же говорят и другие подобные изречения. Стало быть, невозможность
сознания вызвана отсутствием объектов, но не отсутствием сознания. Также
не виден свет, Летящий в пространстве,- из-за отсутствия объектов,
могущих быть освещенными, а не потому, что самого его нет:
Следовательно, логическое рассуждение вайшешиков и прочих противоречит
шрути и погрязло в заблуждении.
Поэтому мы утверждаем, что атман по своей природе и есть только вечное
сознание.
*
Сутра 29.
|
|