|
подвержены изменению своей сущности. Аналогично устанавливается рождение
души - как у эфира и прочего. Ибо душа - раздробленная, вошедшая в
отдельные тела, - обладает кармой в виде святых заслуг или недолжного
[поведения], связана со счастьем и страданием; значит, и рождение ее
должно происходить в подходящих для этого обстоятельствах. Кроме того,
[упанишады учат]:
"Как от огня рассыпаются мельчайшие искры, так от этого Атмана [исходят]
все жизненные силы" (БР Уп II, 1, 20), наставляя о сотворении того, что
вкушаемо, - жизненных сил и им подобного; "так все от Атмана
распространяется", наставляя об отдельно сотворенном в виде вкушающих
атманов. "Как от светлого огня искры тысячами появляются, ему подобные,
так от вечного [Атмана], о достойный, разные существа рождаются - и к
нему же уходят" - так говорится о рождении и гибели многих живых душ в
подобных высказываниях шрути; ведь [все] души подобны высшему Атману в
силу сознания.
Однако ни одно из речений шрути не может быть отвергнуто, но, будучи
услышанным, оно должно непременно присоединяться к ранее установленным,
даже если [последние] сами по себе лишены противоречий и образуют целое.
В таком случае первоначальные высказывания шрути выступают
дополнительными, они должны быть разъяснены относительно сущности [их]
различия [ с последующими ].
А существует высказывание: "Этот атман сам создан" - и другие подобные
ему. Значит, душа порождается.
Но мы утверждаем в соответствии с установленным [Бадараяной]: Душа не
порождается. Почему? Так как нет свидетельства шрути [о противном]. Ведь
во многих местах шрути нет высказываний о ее рождении.
1. - Но ведь установлено, что ни одно высказывание шрути не мо&ет быть
отвергнуто, если оно услышано.
- Это поистине так. Но [все же] мы утверждаем, что ее рождения не
существует. Почему? И в силу вечности.
И здесь стоит в значении "и прочее", напоминая о высказываниях священной
традиции, о нерожденности души и тому подобий. Ибо вечность ее
постигается из шрути через [сопоставление с] нерожденностью и
постоянством природы неизменного Брахмана, который пребывает в виде души
и в виде Брахмана. Стало быть, нельзя обосновать [возможность] рождения
у обладающего такой природой.
Что же это за изречения? "Душа не умирает" (ЧхУп VI, 11, 3), "Этот
великий нерожденный Атман есть непогибающий, бессмертный, постоянный, не
подверженный страху Брахман" (БрУп IV, 4, 22), "Ведь не рождается и не
умирает мудрый [Брахман]" (КатУп II, 18), "Нерожденный, вечный,
неизменный этот изначальный [Брахман]" (КатУп II, 18), "Сотворив это, в
него вошел" (ТайттУп II, 6, 9), "Этой душой, атманом войдя [в них], я
проявлю имена и формы (ЧхУп VI, 3, 2), "Это он, вошедший сюда вплоть до
кончиков ногтей" (БрУп I, 4, 10), "Ты есть То" (ЧхУп VI, 8, 7), "Я есть
Брахман" (БрУп I, 4, 10), "Этот атман есть Брахман, постоянное
непосредственное восприятие всего"
Но ведь с раздробленностью связано изменение природы, а поскольку душа
претерпевает изменения, она порождается.
- Так говорят, но при этом подразумевается, что ее раздробленность
коренится не в ней самой. "Один бог, скрытый во всех существах, -
всепроникающий, внутренний атман всех существ" (ШветУп VI, 11) - так
утверждают шрути.
Причина же ее раздробленности лежит в преходящих ограничениях,
[проистекающих] от буддхи и тому подобного, так же как причина
[раздробленности] светлого эфира [лежит] в его связи с глиняными
горшками. И о том же говорят шастры: "Он же, этот атман, есть Брахман,
состоящий из знания, состоящий из разума, жизненных сил, из зрения и
слуха" (БрУп IV, 4, 5). Эти и другие высказывания показывают у
неизменного, реального и единственного Брахмана наличие составной
природы в виде буддхи и прочего. Эта его природа должна рассматриваться
не как проявление раздробленной сущности, [но просто] как замутненность
этой сущности, подобно тому как [говорят, что] жалкий человек подобен
женщине и т.д. Когда в каких-либо высказываниях шрути говорится о
рождении и уничтожении души, это должно быть отнесено на счет соединения
с преходящими ограничениями (упад-хи). С их появлением наступает
рождение души, а с их уничтожением - ее гибель [до нового рождения]. И
когда в шрути говорится: "Целокупность сознания, от этих элементов
возникнув, с ними же и погибает; после смерти же нет сознания" (БрУп IV,
5, 13), и в этом случае подразумевается исчезновение упадхи, но вовсе не
|
|