|
тому слова "Он попадает" не выражение предписания. Такое высказывание,
противоречащее всем остальным праманам, [само] так же мало может служить
праманой, как утверждения "Огурцы тонут в воде" или "Камни плавают". А
значит, и предписаниям, касающимся агнихотры, не следует доверять. Таким
образом, дхарма не есть артха, чей знак - побуждение к действию.
Основанное на природной связи слова с [обозначаемым] предметом... таков,
напротив, источник знания...
Слово "напротив" опровергает утверждение оппонента. Продная связь слова
с предметом есть источник знания этого предмета, характеризующегося
агнихотрой и недоступного для восприятия. Таким образом, предписание,
признаком которого является предписание, есть истинное знание.
Представление, основывающееся на соединении с предметом [в том случае],
если [соединение] есть сознание человека, - такое представление может
быть ложным. Ибо вслед за этим можно было бы говорить о представлении
другого [человека]. Но если, напротив, слово говорит само, то как оно
может быть ложным? Ведь в этом случае знание исходит не от другого
человека. Выражение "Он говорит" означает "Он дает возможность узнать"
[и] является обоснованием для познающего. Но если обоснование - само
слово, то как можно считать это [знание] заблуждением и говорить: "Это
не так"? Да предписание и не вызывает представления, окрашенного
сомнением, [представления], при котором [человек] думает: "Это может
быть, а может и не быть". К тому же ложным может оказаться - в другом
месте, в другое время, в другом состоянии - [только] такое
представление, которое не включает в себя название предмета. И [в этом
случае] появляется [новое] представление, основанное на анумане, так как
обнаружена ошибочность первого представления и [человек] рассуждает так:
"В этом случае оно (представление) также будет ошибочным и [будет]
опровергнуто представлением-восприятием. Таким образом, побуждение к
действию - признак дхармы.
1. Снана - обряд, представляющий собой ритуальное омовение, которое
надлежит совершать по окончании брахмачарьи.
2. Артхавада - текст, содержащий разъяснение смысла обряда.
3. Артха - "предмет", "цель", "смысл", "польза" и т.д.; согласно
традиционным брахманистским представлениям - одна из четырех
фундаментальных задач человеческой жизни.
4. Агнихотра - один из важнейших брахманистских обрядов, состоящий в
возлиянии молока на три жертвенных огня.
5. Вритти - "толкование" - название одного из жанров комментаторской
литературы.
**
*"Брахма-сутры". Комментарий Шанкары, глава 11, раздел III
*
*
Сутра 17.
*
И в силу вечности души, [не постигаемой] без шрути
Существует атман, называемый индвидуальной душой, верховный управитель
тела и чувств, связанный с плодами действия. Либо он, как небо и прочее,
рождается от Брахмана, либо, подобно Брахману, не рождается - таков
предмет разногласий в высказываниях шрути. В некоторых местах шрути на
примере искр и огня священной традицией утверждается рождение души от
высшего Брахмана, в других же местах природу души рассматривают, подходя
к ней как к проявлению высшего Брахмана, - и тогда в шрути говорится,
что нет порождения [души]. Предположим теперь, что душа действительно
порождается. Почему [имеем на это право]? Поскольку в [таком]
утверждении нет логического противоречия. [Известно высказывание:] "Если
познано одно - познано все". Утверждение, [согласно которому] все
реально существующее действительно имеет своим источником Брахмана, не
вступило бы [с ним] в противоречие. А будь у души иная сущность,
противоречие с таким высказыванием могло бы возникнуть.
Ибо невозможно признать, что душа так же неизменна, как высший Атман,
поскольку характеристики их различны. Ведь высший Атман - носитель таких
качеств, как безгрешность и тому подобное, а душа противоположна этому.
В силу раздробленности установлено изменение природы у эфира и всего
остального. Раз эфир и подобное ему раздроблены, стало быть, все они
|
|