|
состояния сознания, но не предмета. Однако их форма неодинакова. Ведь мы
полагаем, что сознание не имеет очертаний, тогда как предмет мы
схватываем посредством восприятия именно потому, что он ограничен своими
очертаниями. Поэтому основу представления составляет предмет. И наконец,
представление "платок" имеет основу и появляется [в том случае, если]
нитки используются в качестве материала. В противном случае, даже если
бы нитки и использовались в качестве материала, у человека с
неповрежденными индриями появилось бы представление "горшок". Но этого
не происходит. Поэтому не лишено опоры представление. Поэтому не
ошибается восприятие.
Логический вывод /(анумана)/ состоит в том, что тот, кто знает
соединение, по видимой части делает заключение относительно другой,
представляющей собой предмет, не соединенный с индриями. Анумана бывает
двух видов: в первом случае соединение доступно восприятию, а во втором
- определяется по сходству.
Анумана, при которой соединение узнается с помощью восприятия, имеет
место, если, например, видя дым, делают вывод об огне. Анумана, при
которой соединение узнается по сходству, имеет место, когда рассуждают
так: если прибытию Девадатты в какое-либо место предшествует пройденный
им путь, то, посмотрев на солнце, также следует вспомнить о [проделанном
им] движении.
Текст предполагает узнавание предмета, не соединенного с индриями,
посредством узнавания слов.
Сравнение /(упамана)/ означает, что сходство вызывает состояние сознания
/(буддхи),/ возникающее при мысли о предмете, не соединенном с индриями,
как, например, при виде гаяла вспоминают о курице.
Постулирование /(артхапатти)/ есть допущение [существования] вещи [в тех
случаях], когда вещь, о которой человек слышит или же видит ее,
представляет собой единственно возможную [в данной ситуации]: например,
когда, исходя из того, что Девадатты нет дома, и при условии, что он
жив, делают вывод, что он находится в другом месте.
Отрицание /(абхава)/ есть отрицание способа познания /(пра-маны)/ [той
или иной вещи] и [тем самым] основание для утверждения: "Этого не
существует" - относительно предмета, не соединенного с индриями. Так как
праманы известны, то [специального] обоснования [для абхавы] не требуется.
- Может быть, восприятие /(пратьякша)/ и т.д. и являются праманами, но
слово /(шабда)/ все же ею не является.
- Почему?
- Не запечатлевающее признака, поскольку воспринимается налично-данное.
Слово не есть признак, т.е. источник истинного познания. Объект
восприятия, который не воспринят, не существует, подобно рогу зайца.
Индрии же восиринимают скот и т.д. Но по окончании жертвоприношения скот
не воспринимается. Следовательно, скот не результат жертвоприношения.
Результат должен все-таки появляться в момент действия. Ибо в то же
время, когда начинается заклание (?), начинается и желание [результата].
Если же говорят: обряд принесет свои плоды в другое время, то это
неверно. Скорее всего, результат жертвоприношения достигается не в
другое [по сравнению с моментом самого обряда] время.
- Почему?
- Когда оно (жертвоприношение) завершено, результат не достигнут. Когда
же достигается результат, жертвоприношения не происходит. Как же должно
оно достигать результата [в тот момент], когда оно не происходит? Кроме
того, в ведийском тексте говорится о результате жертвоприношения,
который достигается в момент совершения обряда. Ибо из [ведийского]
речения "Жертва есть средство" можно сделать вывод: "Раз существует
средство, должен быть и результат". К тому же с помощью восприятия мы
обнаруживаем другую причину, [приводящую к результату] жертвоприношения.
Наконец, если имеет место вещь, вопринимаемая посредством индрий, то
становится излишним допущение существования вещи, недоступной
восприятию, так как для такого [допущения] отсутствует прамана. Ибо если
мы видим, что Веды содержат ошибку, то [следует] признать, что небо и
все остальное не плод жертвоприношения.
Кроме того, есть и такие ведийские речения, которые противоречат
очевидности. После предписания сложить жертвенную утварь говорится:
"Оснащенный приспособлениями для жертвоприношения жертвователь попадает
прямо на небо". Это [высказывание] явно относится к телу. Оно, однако,
на небе не оказывается. Ибо оно сжигается у нас на глазах. Вдобавок к
|
|