|
цели" (МС. II, 4, 6). Кроме того, изучившему Ведь! .этим не предписано,
что снана должна следовать непосредственно [за изучением Вед]. Ибо
[здесь] нет ни одного слова, которое выражало бы непосредственное
следование... Кроме того, если бы речь шла о непосредственном
следовании, то возник. бы вопрос о видимой цели изучения. Эта цель могла
бы быть определена косвенным образом. И снана не предписана как
очевидная [непосредственная] цель; слова "если изучены Веды, следует
совершить снану" скорее указывают косвенным образом на то, что
одновременно с завершением изучения Вед перестает действовать запрет
совершения снаны. А слова "не следует возвращаться из дома учителя"
являются отклонением от неочевидной цели.
Итак, слово "теперь" означает, что после того как завершено изучение
Вед, необходимо сразу же приступить к исследованию дхармы. Речь идет не
о том, что исследование дхармы невозможно после другого занятия; [мы
утверждаем лишь], что после изучения Вед надо не спешить со снаной, а
напротив, исследовать дхарму. Таков смысл слова "теперь".
Слово "поэтому" указывает на нечто, данное в качестве основания, [как,
например]: "Эта местность приятна и богата пищей, поэтому я здесь живу".
Таким образом, изученные Веды - основание для исследования дхармы; и
начаться оно должно сразу же после [изучения Вед]; вот что означает
слово "поэтому". [Возникающее у человека] желание познать дхарму
появляется ради ее выполнения. Желание познать дхарму состоит в
стремлении узнать ее. Но как ее исследовать? Что такое дхарма, каков ее
признак, каковы ее средства, ее методы и ее цель?
На вопрос: "Что такое дхарма, каков ее признак, каковы ее средства, ее
способы и ее цель?" - отвечает одна-единственная сутра: "Дхарма есть
артха (3), признак которой - побуждение к действию". Каковы ее средства,
каковы ее способы, каковы ее цели, чем она характеризуется - ответ на
эти вопросы дается при разъяснении вспомогательных средств
[жертвоприношения]. Связь [двух] тезисов - [тезиса], где человек
представляет собой цель, и (тезиса), где он средство, - воплощает сутра
"А потому теперь желание познать дхарму".
-Дхарму нельзя считать ни известной, ни неизвестной. Если известна, то
нет необходимости ее исследовать. Если же она известна, то тем более. А
раз так - весь этот труд об исследовании дхармы не имеет смысла.
-Он имеет смысл. Существуют различные мнения о дхарме. Одни называют
дхармой одно, другие - другое. Если человек действует, принимая во
внимание какое-либо одно [представление дхарме], он может попасть в
беду. Дхарму необходимо исследовать потому, что это служит человеку во
благо - Taковo наше утверждение. Поэтому сказано:
Дхарма есть артха, чей знак - побуждение к действию
-- Побуждением к действию называют речь, зовущую к действию. Например,
[такие высказывания, как] "Я поступаю так указанию моего учителя". То,
благодаря чему нечто становится известным, есть знак (признак). Так,
говорят, например:
"Дым - признак огня". Мы утверждаем, что артха, признак которой
побуждение к действию, способствует благу человека.
Предписание, а не индрии, дает возможность узнать прошлое, настоящее,
будущее, тонкое, скрытое и отдаленное.
- Предписание может, как и любое высказывание, указывать на нечто
несуществующее, например: "На берегу лежат плоды". может быть и так и не
так.
-На это мы скажем: [такие] высказывания, [как] "Он говорит" и "Это
неверно", противоречат друг другу. Слова "он говорит" означают: "[Он]
дает возможность узнать", то есть являютпризнаком для познающего. То,
что представляет собой признак познания, есть [одновременно] его
возможность. Если существует возможность узнать посредством предписания
[о том, что] "посредством агнихотры (4) [человек] приобщается к небу",
то как [об этом] можно говорить: "Это не так"? И напротив, если это не
так, то откуда это можно узнать? А потому говорить: "Он знает
несуществующую вещь"
- значит впадать в противоречие , и [высказывание] "Жаждущий неба да
приносит жертвы" Его же дает несомнительное знание, [обладая которым
рассуждают так]: "Приобщается [в действительности] человек к небу или
нет?" Если это известно твердо, то не может оказаться ложным. Ибо
знание, которое, [однажды] возникнув, превращается в свою
противоположность, есть ложное знание. А то знание, о котором идет речь,
не превращается в свою противоположность у другого человека, в другом
|
|