|
преимущественно корнем. У приставок же - только способность прояснения,
в них нет никакой потенции.
Высшая цель знания референтов - освобождение. Так, например: "Поистине
атман есть то, что должно видеть, что должно слышать, над чем должно
размышлять, на чем должно углубленно сосредоточиваться" - сказано в
шрути для объяснения причины постижения атмана через слушание
[наставлений учителей] и прочее. При наличии полученного на основании
шрути знания, что атман отличен от тела и прочего, и благодаря
отбрасыванию всего, что не является источником истинного знания, а также
размышлению, принимающему форму содержательного исследования,
[устанавливается] польза размышления. Тем самым и шастра благодаря
исследованию референтов также служит [цели достижения] мокши.
После этого посредством использования методов созерцания, предписанных
шрути, возникает состояние глубокого сосредоточения, затем, при наличии
постижения того, что атман отличен от тела и прочего, и при разрушении
ложного знания в форме эгоцентрического убеждения, что "Я есть тело и
прочее", [наступает] прекращение [целеполагающей] деятельности,
обусловленное отсутствием изъянов психики. При отсутствии [нового]
рождения, обусловленного отсутствием праведности и неправедности, и при
устранении посредством опыта прежней дхармы и адхармы и возникает
освобождение как признак окончательного уничтожения последних следов
страдания.
Именно знание есть средство реализации мокши, ибо только оно способно
вызвать прекращение [деятельности] ложного знания. "Лишь познав его,
[т.е. Высший атман, человек] идет к преодолению смерти; не существует
иного пути к освобождению" - этим отрицается (любое) другое средство
реализации (мокши).
- Но разве [неизвестны слова]: "Великий мудрец сказал, что причина
достижения мокши - различающее знание и карма (т.е. действие)"? Таким
образом, карма также известна как метод реализации мокши, [что видно] из
соединения [слов, обозначающих] знание и действие.
- [Ответим]: нет. "Совершением обязательных и вспомогательных [ритуалов]
достигается лишь избывание греха. Пусть [он] выращивает знание путем
очищения и практики [сосредоточения]. Человек достигает абсолютного
освобождения при [наличии] сознания, достигшего совершенства в
результате практики [сосредоточения]" - этими и другими действиями
разъясняется [роль] знания как средства реализации мокши. Действие,
однако, не является прямым средством реализации мокши, но только через
посредство знания. Поэтому высшая цель знания референтов освобождение;
[таким образом, шастра] полезна для всех.
На этом заканчивается "Разъяснение к Своду умозрений", созданное
достопочтенным учителем Аннамбхаттой.
С целью дать начинающим правильное объяснение учений Канады и Ньяи
ученый Аннамбхатта и создал "Свод умозрений".
На этом "Свод умозрений" закончен.
*
МИМАНСА-ВЕДАНТА
*
Я а шести индуистских религиозно-философских систем позже всех
оформилась веданта. Возможно, этим и объясняется само название указанной
даршаны, в буквальном переводе означающее "конец. Вед", что допустимо
понимать как последнее, наиболее адекватное, а потому самое совершенное
изложение сокровенной мудрости Вед. Веданта традиционно спарена с
мимансой, отсюда и другое ее название - уттара- миманса, т.е. "вторая
миманса". Сама миманса более других даршан связана с ритуальной стороной
брахманизма. Этимологически слово "миманса" означает "исследование".
Приверженцы указанной даршаны детально разрабатывали проблему источников
истинного знания (праманы).
"Мимаиса-сугря-бхяшья", составление которой индийская традиция
приписывает Шабаре (Шабарасвамину), является древнейшим (из
сохранившихся) комментариев к сутрам мимансы, автором которых считается
Джаймини. Это первый памятник, относящийся к традиции мимансы, где
философия данной школы предстает в целостном и систематическом виде.
Перевод с санскрита комментария к сутрам 1, 1, 1-5 выполнен
А.В.Пименовым. Публикуется впервые.
В отличие от мимансы, веданта ориентирована не на презентацию ритуальной
|
|