|
порождающее желание действовать, [которое, в свою очередь], стимулирует
деятельность. [Грамматическое] выражение предписания - оптатив или
другие [глагольные окончания]. Поскольку в том, что должно быть
реализовано посредством действия, не наблюдается целенаправленная
деятельность, то побудителем [здесь выступает] знание того, что нечто
должно быть реализовано. А [возможное возражение со ссылкой на] принятие
яда и т.п., [которое, по мысли оппонента, должно] привести к абсурду
[определение] деятельности, не [достигает цели]. Ведь побудитель [к
деятельности] в случае [совершения ритуала для достижения] желаемой цели
есть знание того, что [нечто] должно быть сделано, как знак обладания
средствами для достижения желаемого; в случае же обязательных
[ежедневных ритуалов и ритуалов], совершаемых время от времени,
побудителем [к действию выступает] обусловленное [Ведами] знание, основу
которого составляют предписанное время, очистительные обряды, возраст
[жертвователя и т.п.].
И [в этом] нет отсутствия последовательности, поскольку свойство
обладания собственной отличительной характеристикой обусловлено
последовательным соединением между собой [упомянутых выше факторов], -
так [говорят] учителя.
- Это не так, ибо в соответствии с правилом простоты только знание того,
что является средством для достижения желаемого, которое должно быть
реализовано благодаря желанию действовать, и есть то, что порождает
целенаправленную деятельность.
Неверно также, что в случае обязательных [ритуалов вывод] о
целенаправленной деятельности абсурден из-за отсутствия [при этом
непосредственной) реализации желаемого. Ведь и здесь тоже устранение
препятствий и избывание грехов мыслятся как (конечный] результат.
Поэтому смысл [употребления в предписании] оптатива и других [глагольных
окончаний] - именно реализация желаемого, [или то, что] действие должно
быть реализовано.
- Но ведь [в предписании] "пусть желающий [достигнуть] неба совершает
жертвоприношение джьетиштому" посредством оптатива обозначается то, что
должно быть сделано для реализации [достижения] неба. Смысл
[предписания] с оптативом и другими [глагольными окончаниями] - его
устойчивое следствие, т.е. апурва, способное быть связанным с быстро
исчезающим [результатом] жертвенного подношения в силу связи последнего
со свойством быть средством реализации - через [определенный] промежуток
времени - достижения неба.
Следствие есть то, что должно быть реализовано посредством действия,
поскольку действие предметно. В [соответствии с правилом] синтаксической
ожидаемое предмета выводится жертвенное подношение благодаря [своему]
свойству быть содержанием [ритуального действия]. "Чье [это] действие?"
- [при ответе на такой вопрос] согласно синтаксической ожидаемое
субъекта действия вводится [сложное] слово "желающий-[достигнуть]-неба",
поскольку его главное значение - "тот, кто выполняет действие". Субъект
действия - тот, кто обладает знанием того, что должно быть сделано. Тем
самым смысл высказывания "то, что должно быть сделано желающим
[достигнуть] неба, называется "джьетиштома", предметным содержанием
которого является жертвенное подношение", обретает свою полноту.
В силу оптативности ведических [высказываний] в вечных словах "пусть
[он] всю жизнь совершает агнихотру" в качестве выражаемого
устанавливается именно апурва. А не является ли [она] метафорой в
[предложениях] обыденного языка с оптативом, [например]: "желающий
здоровья пусть пьет лекарство" и т.п. --при [обозначении] действия и
результата?
- [Ответим]: нет, поскольку даже в случае [предшествующего] отсутствия
уверенности в бесполезности жертвоприношения при последующем постижении
средств реализации желаемого апурва устанавливается как то, что
функционирует во временном промежутке [между причиной и результатом].
В силу обыденной словесной деривации именно в действии [как процессе]
посредством оптатива выражается то, что должно быть сделано для
реализации желаемого, так что смысл предписания (передается) оптативом,
а целенаправленные усилия - глаголом (вообще). "Он варит, (т.е.) делает
вареным" - (пример) для объяснения [сказанного .выше], потому что из
ответа "варит" на вопрос "что делает?" становится понятным, что глагол
[выражает] целенаправленное действие. "Колесница передвигается" -
метафора в случае этого и подобных действий. "Девадатта варит кашу; каша
варится Девадаттой" - здесь подлежащее и дополнение не имеют глагольного
смысла, хотя при их согласовании [возникает представление] о
единственном и других [числах]. Только из соединения их обоих [и
возникает] постижение смысла предложения. "Он [порождает" и т. п.] - в
этих языковых формах потенция [как способность действия] выражается
|
|