|
"Тарка-дипика"
ТС [81] Установлено только семь референтов, поскольку все категории,
упомянутые [в Ньяя-сутре], могут быть соответственно a [к семи].
ТД - Но почему существует только семь референтов, - ведь в Ньяяшастре
перечислены шестнадцать .категорий: инструмент истинного знания, объект
истинного знания, сомнение, цель, пример, заключение, посылка,
умозрительная аргументация, установление, дискурс, диспут, деструктивная
критика, логические ошибки, софизмы, бессодержательный ответ, приемы
опровержения [оппонента], а также [вытекающее] из знания этих сущностей
достижение высшего блага?
- Поэтому [автор] говорит - "все категории...". Все они подводятся
именно под семь [референтов] - таков смысл [сказанного]. Атман, тело,
органы, объекты, манас, буддхи, целенаправленная деятельность, изъяны
психики, состояние души после смерти, плод, [или результат], страдание,
избавление от страдания выступают объектами истинного знания. [Они
составляют] двена-дцатевидный объект истинного знания.
Целенаправленная деятельность - праведность и неправедность. Страсть,
враждебность, заблуждение - изъяны психики. Враждебность - гнев.
Заблуждение - ошибочное принятие атмана за тело и прочее. Смерть -
состояние души после умирания. Плод - опыт. Избавление от страдания есть
мокша, или освобождение. Оно есть общий субстрат предшествующего
отсутствия страдания и конечное избавление от страдания. Цель - счастье
и устранение страдания. Пример [при умозаключении] - очаг и т.п.
Принятое заключение цель, достигнутая посредством авторитетного
доказательства. Полная достоверность, установленная определенность есть
плод, [достигаемый с помощью] инструмента истинного знания.
Изложение, обусловленное желанием узнать истину, есть дискурс.
Дискуссия, ставящая целью победу над оппонентом и включающая оба способа
доказательства, есть диспут [как таковой]. Отказ от формулирования
собственного тезиса есть негативная критика.
Соединение высказываний, объединяющих исходный и заключительный тезисы
разных ораторов, называется [некорректным] спором. Чхала это
опровержение аргументации путем постановки другого смысла вместо того,
который используется [оппонентом]. Ложный ответ есть ответ
бессодержательный, [используемый для опровержения оппонента. По
видимости такие] ответы похожи на сходство, различие, избыточное,
недостаточное, описываемое, неописываемое, воображаемое, то, что
требуется доказать, имеющее место, не имеющее места, приведение к
абсурду, контрпример, невозникновение, сомнение, истолкование,
основание, импликацию, специфическое, возникновение, восприятие,
невосприятие, вечное, невечное и действие.
Приемы опровержения - это основания для нанесения поражения оппоненту.
Они суть устранение тезиса, другой тезис, противоречивый тезис, отказ от
тезиса, другое основание, другой смысл, отсутствие смысла, неизвестный
смысл, бессмысленность, неупорядоченность, недостаточность,
чрезмерность, повторяемость, неповторение утверждения, незнание,
тупость, рассеянность, уход от темы, игнорирование аргументации,
уклонение от заключения и 'логические ошибки. Остальное понятно [само по
себе].
- Но разве в случае контакта ладони с огнем и при наличии "нераздельной
связи между ними потенциальная способность Невозникновения жжения не
является отдельным референтом?
- Нет, поскольку при отсутствии нераздельной связи - как одном лишь
следствии - такая способность бесполезна из-за наличия причинности. Под
свойство быть референтом (может быть подведена) только потенциальная
способность причины.
- А разве на том основании, что [вычищенные] золой и прочим медь и т.п.
выглядят чистыми, нельзя допустить существование способности как того,
что вмещается чистотой?
- Нет, поскольку под свойство быть референтом чистоты [в данном случае
подводится] разрушение контакта с золой и т.п., связанное с их отсутствием.
Собственность также не является отдельным референтом, так как сущность
собственности есть [всего лишь] способность быть использованной в
соответствии с желанием владельца. Ее ограничителем является только
получение даров и т.п.
Далее рассматривается предписание. Предписание есть содержание знания,
|
|