|
Это способность золота не сгорать под воздействием огня, которая
отличает его от субстанций, состоящих из земли. Возникает вопрос - как
же быть с горячей температурой огня, ведь золото на ощупь прохладно и
даже имеет вкус (чего нельзя сказать об огне). Комментатор Прашастапады
отмечает, что горячая температура золота существует, но непроявлена,
проявлена же прохладность, которая обязана примеси частичек земли,
поэтому золото обладает весом, вкусом, запахом и лишено самоосвещающего
цвета.
22. Хотя специфическим качеством огня является цвет, в некоторых
огненных субстанциях, например золоте, воспринимаются также и другие
качества, типа вкуса, и это восприятие обязано, по вайшешике,
присутствию в субстанции огня примесей других субстанций, обладающих вкусом.
23. Вайшешики не различали терминов для ветра и воздуха, называя и то и
другое вайя, однако в переводе мы иногда прибегаем и к другим терминам:
"воздушная масса", "воздух".
24. Ссылка на сутру 4.1.12: "В субстанциях, не имеющих цвета, нет
объекта зрения".
25. В индийской мифологии Маруты - божества бури, ветра, грома и молнии.
26. Собственно органом осязания является не сама кожа, а тонкий слой
атомов ветра, покрывающий ее.
27. В тексте srsti (от корня srj - "отпускать", "испускать из себя",
"освобождать", "выбрасывать", "выпускать", "творить", "создавать"), что
буквально означает "испускание", "производство", "творение" и т.п.
28. В тексте samhara (от корня samhri - "соединять", "концентрировать",
"сокрушать вместе", "разрушать") в противоположность srsti толкуется как
"втягивание", "сворачивание", "совместное разрушение". Пара
srsti-samhira обозначает оппозицию двух действий, типа выдоха и вдоха,
разворачивания-свбрачивания, выпускания-втягивания и т.п.,
символизирующих космогонический акт и противоположное ему действие
поглощения космоса.
29. Летосчисление Брахмана - это традиционная концепция дней и ночей, по
которой мир развивается циклически, периодически претерпевая разрушения
(ночи Брахмана) и творения (дни Брахмана). Один день составляет 1
кальпу, кальпа состоит из 1000 махаюг, одна махаюга из четырех юг, или 4
320 000 лет. Жизнь Брахмы длится 100 лет, после этого наступает 100 лет
космической ночи - махапралая. Затем появляется новый Брахма, и цикл
возобновляется.
30. Здесь адришта - невидимые последствия прошлых деяний душ, или
кармические потенции душ, которые реализуются в настоящем рождении.
31. Великое яйцо - другое название золотого зародыша, который, согласно
ведийской мифологии, дал начало вселенной. В некоторых вариантах
ведийского космогонического мифа из хаоса возникают воды, из них -
огонь, из него - золотое яйцо, через год из него появляется Брахма и
раскалывает яйцо на золотую и серебренную половины, из которых возникают
небо и земля.
32. Праджапати (букв. "господин потомства") в ведийской мифологии -
творец всех существ, отец всех богов и асуров (демонов), установитель
жертвоприношения. В "Махабхарате" именем^ Праджапати называют мудрецов и
пра-отцов человеческого рода. Именно в этом смысле, как нам кажется,,
используется имя Праджапати и Прашастапада.
33. В ведийской мифологии Ману (от корня man - мыслить) "человек",
первопредок людей, первый человек, живший на земле.
34. Легендарные мудрецы, визионеры, творцы ведийских гимнов и других
известных сочинений. Известны семь риши: Готама, Бхарадваджа,
Вишвамитра, Джамадагни, Васнштха, Кашьяпа, Атрн; упоминаются и другие
имена: Вьяса, Вальмики, Ману и т.д. (среди них и имена создателей
философских систем, в том числе и Канады, легендарного автора ВС).
35. Предки - питары ("отцы") - обожествляемые умершие предки, живущие на
одном из небес. Обычно считается, что его умершие первопредки людей,
проложившие путь, по которому следуют и недавно умершие.
*
"Тарка-санграха"
*
|
|