|
выраженное на санскрите абстрактным существительным с суффиксом -tva (на
русском языке суффиксы "-ость", "-ность").
2. Ссылка на ВС 4.1.11: "Число, размер, отдельность, соединение и
разъединение, дальность и близость и действия .воспринимаются глазом
благодаря их присущности субстанциям, обладающим цветом".
3. Ссылка на сутру 5.1.18: "В. отсутствие скорости падение [вызвано]
тяжестью".
4. Ссылка на сутру 2.1.6: "Текучесть очищенного масла, лака и воска,
[получаемая в результате] контакта с огнем, подобна [текучести] воды".
Масло, лак и воск вайшешини считали земляными субстанциями.
5. Ссылка на сутру 5.1.17: "Первое действие стрелы [происходит] от
удара, следующее - от инерции, произведенной им (первым действием),
подобным образом и следующее".
6. Поздние комментаторы перечисляют шесть видов цвета земли: белый,
голубой, желтый, зеленый, рыжевато-коричневый и пестрый.
7. Другие вкусы: кислый, соленый, едкий, вязкий, терпкий и острый.
8. Согласно вайшешике, все новые качества, входящие в класс осязательных
ощущений, а также цветов и вкусов рождаются в субстанциях земли
благодаря подогреванию, т.е. контакту с огнем.
9. Вайшешики не считали органы чувств частями тела.
10. Имеется в виду воздаяние за плохое поведение в соответствии с
законом кармы.
11. Поскольку органы чувственного восприятия не являются, по вайшешике,
частями тела, органы обоняния, вкуса, зрения и осязания представляют
собой атомы соответствующих элементов, расположенные в соответствующих
телесных органах. Например, орган обоняния - это не сам нос, а атомы
земли внутри него.
12. Имеется в виду лиственная крона, образующаяся над ползучими растениями.
13. В сутрах идет речь только о пяти качествах: "Вода вязкая, текучая,
обладает цветом, вкусом, способностью быть осязаемой)} (ВС 2.1.2).
14. Согласно ведийской мифологии, Варуна - божество водной стихии.
15. Имеются в виду простейшие сенсорные реакции, выражающие удовольствие
и неудовольствие.
16 Точнее, атомы воды, содержащиеся на языке.
17 Ср. сутры 4.1.11: "Число, размеры, соединение-разъединение, близость,
дальность и движение становятся объектами зрительного восприятия через
их соединение с субстанциями, обладающими цветом"; 5.2.8: "Конденсация и
разжижение воды обязаны соединению с огнем"; 2.1.7: "Текучесть олова,
свинца, железа, серебра и золота благодаря соединению с огнем
[составляет их] сходство с водой".
18. В ведийской мифологии именем Адитья (ед.ч.) обычно обозначается бог
Солнца или само Солнце. Кроме того, там есть еще и Аднтьи - группа
небес- ' ных богов, сыновей Адити - богини света. Адитьи, которых обычно
шесть (хотя иногда перечисляются восемь и двенадцать) - Митра, Арьяман,
Бхага, Варуна, Дакша, Анша, - связаны с солярными божествами. Иногда в
их число включается бог Солнца Сурья, а позднее бог Вишну. Адитьи живут
в воздушном пространстве.
19. Вайшешнки считали, что глаза испускают особые лучи, состоящие из
атомов огня, которые вступают в контакт с предметами, и благодаря этому
происходит зрительное восприятие окружающего мира. Однако при этом атомы
огня выступают только как световые атомы, лишенные жара, который, по
объяснению поздних комментаторов, переходит в непроявленное состояние (в
противном случае глазные лучи просто сжигали бы все познаваемые объекты).
20. То, что существует вид огня, который питается водой, доказывает, что
вайшешики не принимали в расчет противоположность этих стихий в природе,
например факта, что вода тушит огонь. Это подтверждает, что для
ваишешиков элементы земли, воды, огня и воздуха - это не физические
земля, вода, огонь и воздух, а символы определенных состояний и форм
вещества.
21. Что же имели в виду вайшешики, причисляя золото к огненной стихии?
|
|