|
является] движения травы, [ему приписывается] скорость. И он, как и то
[земля, вода, огонь], двух видов: в форме атомов и в форме продуктов. Из
них продукты - четырех видов: в форме тела, органа, объекта и праны
(жизненного дыхания).
Тела, [состоящие из ветра], - только неутроборожденные, [они] пребывают
в мире Марутов (25) и благодаря примеси атомов земли вкушают
соответствующий опыт.
Орган, дающий всем живым существам возможность воспринимать посредством
осязания, - это орган кожи, покрывающий все тело, не смешанный с землей
и другими [субстанциями] и состоящий только из частичек ветра (26).
Объект же - это элемент, который постигается как опора осязания,
[существование которого выводится] по признакам температуры, звука;
неподвижности и дрржания. Его природа [выражается] в горизонтальном
перемещении, [он может] приводить в движение и поддерживать облака и
другое. В силу зрительной невоспринимаемости того [ветра] многообразие
[его форм] выводится из завихрений. Эти завихрения [возникают в
результате] столкновения ветров, движущихся с равной скоростью в
противоположных направлениях. Это [столкновение] выводится из движения
вверх воздушной массы, состоящей из частичек,, само же [движение вверх
выводится] из перемещения [по воздуху] травы и т.п.
Бесконечная прана [содержится] в теле и служит единственной причиной
выделения и т.п. флюидов, экскрементов и элементов [тела]. Ввиду
различных движений эта (прана) получает имена: апана и т.п.
*
РАЗДЕЛ ТВОРЕНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ [ВСЕЛЕННОЙ]
*
Здесь описывается творение (27) и разрушение (28) этих четырех великих
элементов. В конце столетия, по летосчислению Брахмана (29), когда
Брахман настоящего [времени] достигает освобождения, в это время у
Великого Ишвары, господина всех миров, [возникает] желание разрушить
[все существующее] ради того, чтобы дать отдых на ночь всем живущим,
уставшим от перерождений. В это время прекращается действие адришт (30)
всех душ, действующих в телах, органах чувств и великих элементах.
Тогда по желанию Великого Ишвары из действия, порожденного соединением
душ и атомов, [происходит] разъединение атомов, являющихся причиной тел
и органов чувств, это [разъединение] прекращает соединение, и
[начинается] разрушение всех [тел и органов чувств] вплоть до конечных
атомов. Таким образом, последовательно по порядку - от первого до
последнего разрушаются великие элементы: земля, вода, огонь и ветер.
Так, конечные атомы пребывают разделенными, а души тем временем полны
кармическими отпечатками [своих] добродетелей и пороков.
Затем, ради того чтобы живые существа смогли вновь испытать радость и
страдание, у Великого Ишвары [появляется] другое желание творить. В
атомах ветра в силу их соединения под влиянием адришт, начинающих
действовать во всех душах, возникает движение, они же, соединяясь друг с
другом, образуют последовательно диады, триады и т.п. (атомные
соединения), пока не появляется великий ветер, который пребывает в
вибрации на небе.
Вслед за тем в этом ветре из атомов воды тем же способом возникает
великий океан, который пребывает в состоянии течения. Вслед за этим в
нем же из атомов земли [появляется] великая земля, которая пребывает
твердой массой. Затем в том же великом океане из атомов огня благодаря
их последовательному [соединению] в диады и т.п. возникает великая масса
огня; ничем не прикрытая, [она] пребывает в интенсивном свечении.
Затем, после возникновения четырех великих стихий, в силу одного только
желания Великого Ишвары из смеси атомов огня с атомами земли возникает
Великое яйцо (31). Из него рождается четырехликий лотос, отец всего мира
великий Брахма, и начинается творение всех существ вместе с целой
вселенной. И он. Великим Ишварой рожденный Брахма, обладающий
превосходным знанием, свободный от желании, всемогущий, познавший
степень созревания кармы живых существ в соответствии с их деяниями,
наделенный знанием, наслаждением, долгой жизнью, сотворив из [своей]
мысли сыновей, Праджапати (32), а также Ману (33), группы богов, риши
(34), предков (35), из рта, рук, бедер, стоп - четыре варны и другие
существа высшие и низшие, [он] заставляет их соединяться с добродетелью,
знанием, бесстрастностью и могуществом в соответствии с их кармическими
отпечатками.
1. Здесь и далее определение земли и других "великих элементов",
|
|