Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
прежде всего с буддийскими школами, ньяя и вайшешика отстаивали
абсолютный авторитет Вед, выступая при этом с позиций философского
реализма. Первоначально существовавшие раздельно, указанные даршаны
соответственно специализировались в области эписте-мологии и онтолбгии:
представители ньяи были заняты по Преимуществу развитием логического
реализма, а последователи вайшешики - атомистического плюрализма.

Само название даршаны - ньяя, в переводе с санскрита означающее
"правильный", "корректный", говорит о том, что найяиков более всего
занимали методы обоснования и тем самым обретения истинного знания. Их
вполне допустимо причислить к разряду методологов философии.

Найяики разрабатывали категории диалектики, относя к числу наиболее
существенных 16 категорий, включая валидные истопники знания, их
предметы, доктрины, члены силлогизма.

Ядро учения вайшешиков доставляли шесть категорий - падартх (букв.
"объект слова"): дравья (субстанция), гуна (качество), карма (движение),
саманья (общее), вишеша (особенное) и сомовая (присущность). Всем
перечисленным категориям приписывались бытийностъ, именуемость и
познаваемость.

Название системы, берущее начало от вишеша, свидетельствует о том, что
детальная разработка именно этой категории принципиально отличала данную
даршану от остальных. Вайшешика на протяжении столетий существовала как
самостоятельная школа. Ее слияние с ньяей и расцвет синкретической
ньяя-вайшешики относится к V-XII вв.

Не располагая русским переводом базовых текстов ньяи и вайшешики,
каковыми являются "Вайшешика-сутры" (авторство которых приписывается
Канаде) и "Ньяя -сутры" Гау-тамы, предлагаем читателю фрагменты из
"Падартха-дхар-ма-саягрлха" ("Собрание характеристик категорий")
Пра-шастапады u Таркя-саяграха" ("Свод умозрений") Анномбхатты с
автокомментарием "Тарка-дяаяка" ("Разъяснение к Своду умозрений").

Сочинение Прашастапады (мнения исследователей отсносительно дат его
жизни колеблются между IV и VI вв.) по существу не может быть отнесено к
жанру комментария. Оно представляет сутры вайшешики в
систематизированном виде, а содержание его столь емко и оригинально, что
традиция рассматривает указанный текст в качестве самого авторитетного и
репрезентативного источника о воззрениях вайшешиков.

Перевод с санскрита и комментарии фрагментов из "Собрания характеристик
категорий" Прашастапады выполнен В.Г.Лысенко u публикуется впервые.

"Тарка-санграха" и "Таркара-дипика", созданные в XVII в.,
рассматриваются как наиболее адекватное выражение позиций синкретической
ньяя-вайшешики. Фрагмент о семи основных референтах, под которые
подводятся шестнадцать категорий ньяи, заключает собой трактаты
Аннамбхатты, которые, по его собственным словам, имели своей целью "дать
начинающим правильное объяснение учений" ваймешиков и найяиков.

Перевод с санскрита Е.Н. Островской из кн.: Ааиамбхатта. Тарка- санграха
("Свод умозрений"). Тарка-дипика ("Разъяснение к Своду умозрений"). М.,
1989.

" Падартха-дхарма-санграха" Прашастапады (фрагменты)

*РАЗДЕЛ ХАРАКТЕРИСТИК ЗЕМЛИ*

Земля есть [то, что] связано с "земляностью" (1). [Ее качества:] цвет,
вкус, запах, температура, число, размер, отдельность, соединение и
разъединение, дальность и близость, тяжесть, текучесть и скорость. И эти
различные качества определены в разделе [сутр, Посвященном]
распределению качеств [среди субстанции]. Выражение "воспринимаемые
глазом" (2) [относится] к семи [качествам], начиная с числа. Упоминание
"падения" [указывает на] тяжесть (3)- выражение "подобное воде" - на
текучесть (4). Выражение "следующее действие" - на инерцию-. Запах
[принадлежит] только земле. Цвет [земли] - многих видов, начиная с
белого (6). Вкус - шести видов, начиная со сладкого (7). Запах двух
видов - приятный и неприятный. Ее температура-- не горячая и не
холодная, [может] вызываться нагреванием" (8).

Она (земля) двух видов: вечная и невечная. Вечная - в форме атомов.
Невечная - в форме продуктов. Та [невечная земля] характеризуется
различным положением составляющих ее частей, что придает ей состояние
твердости и т.п., [обладает] множеством подклассов и способствует
производству разного рода полезных вещей, типа кроватей, стульев и т.п.
Продукты [земли] - трех видов: в форме тела, органа (9) и объекта. Тела
- двух видов: утроборожденные и неутроборожденные. Из них
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-