|
подвижничества. Такое [подвижничество], не препятствующее чистоте
сознания, полагается тем [средством], к которому и. должен прибегнуть
йогин. Самообучение - это повторение очистительных [мантр] - первослога
[Ом] и других, а также изучение шастр, [трактующих] об освобождении.
Упование на Ишвару есть [жертвенное] посвящение всех действий Высшему
Учителю или же полный отказ от плодов подобных [действий].
Это и есть йога действия, [предназначенная]
2. для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
Она, [эта йога действия], будучи ревностно практикуемой, развивает
способность-сосредоточения и крайне ослабляет аффекты. [А затем] с
помощью огня Знания она делает эти ослабленные аффекты неспособными к
самовоспроизведению, словно прокаленные [огнем] семена. Вследствие их
полного угасания "тонкая" мудрость, то есть постижение [абсолютного]
различия между саттвой и Пурушей, не подверженная более влиянию аффектов
и исчерпавшая свою функцию, придет к самоисчезновению.
Итак, каковы эти аффекты и сколько их?
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять
аффектов.
Аффекты - это пять ложных наполнителей сознания, - таково значение
[слова]. Пребывая в постоянном движении, они усиливают функцию гун,
поддерживают их видоизменения, расширяют поток причин и следствий и,
служа взаимной опорой друг для друга, вызывают созревание кармы.
4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих]
в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
Здесь неведение - поле, или порождающая почва, следующих за ним
[аффектов] - эгоизма и прочих, которые выступают в четырех видах:
ослабленном, прерванном или полностью развернутом.
- Что такое в данном случае "дремлющее" [состояние]?
- [Оно наступает, когда аффекты], пребывающие в сознании только как
потенциальности, обретают состояние семени, [способного плодоносить].
Пробуждение такого [аффекта] происходит при актуальной встрече с
объектом. [Однако] для обладающего Высшим знанием, [то есть для того], у
которого семя аффектов сожжено, это [пробуждение] более не наступает
даже при встрече с объектом, ибо как может взойти прокаленное семя?
[Именно] поэтому мудрый, чьи аффекты исчерпаны, называется
"[пребывающим] в последнем теле". Только в нем, но не в ком-либо другом,
существует это пятое [состояние] аффектов - состояние прокаленного
семени. [В таком случае] даже при наличии аффектов действенность их
семян полностью исчерпана, и, хотя чувственный объект может
присутствовать, их пробуждение не наступает.
Итак, дремлющее состояние [аффектов] и невозможность их произрастания из
прокаленных семян объяснены.
Теперь речь об ослабленности: аффекты, подавленные культивированием
противоположных [состояний], становятся слабыми. Аналогичным образом
[аффекты называются] прерванными,
- Почему [это происходит]?
- Потому что во время страстного влечения, [например], враждебность не
обнаруживается. И действительно, во время страстного влечения нет
активного проявления враждебности. А влечение, [в свою очередь],
испытываемое по отношению к определенному [объекту], не исчезает по
отношению к другим объектам. Так, страсть, испытываемая Чайтрой к одной
женщине, отнюдь не исключает страсти к другим женщинам, просто [в данный
момент] страсть проявляется к этой [женщине], в будущем же она может
проявиться и к другим. Иными словами, эта [будущая способность влечения]
есть одновременно и дремлющая, и ослабленная, и прерванная.
Тот же [аффект], который реализуется по отношению к чувственному
объекту, [называется] полностью развернутым.
Все эти [четыре состояния] не выходят за пределы сферы аффективности.
- Что же, в таком случае [каждый] аффект называется прерванным,
дремлющим, ослабленным или полностью развернутым?
- Это именно так. Однако они [классифицируются] по свойствам быть
|
|