Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
что [существует] для другого. "Саттва легкая и освещающая..." - arm
саттва и другие будут определены [ниже] в последовательности. Настоящее
[же определение] нужно понимать через соответствие приятному и прочему
[в определенном порядке] - в связи со следующей [карикой] или с пунктами
системы.

Вот смысл сказанного. Приятное - радость, имеющее природу приятного -
гуна саттва; неприятное - страдание, имеющее природу неприятного - гуна
раджас; оцепенение - уныние, имеющее природу оцепенения - гуна тамас.
Слово "природа" адресовано тем, кто полагает, что приятное не преступает
границы отсутствия страдания, а страдание - не что иное, как отсутствие
приятного. Радость и прочее - не взаимонебытие, но [положительное] бытие
ввиду того что слово "природа" означает [положительное] бытие. Те
[явления], у которых природа, [положительное] бытие приятного, суть
имеющие природу приятного. Сходным образом и остальные.
[Положительно-]бытийный характер этих [гун] констатируется и посоедством
(прямого) наблюдения. А если бы они по природе составляли [только]
взаимоотрицания, то в [ситуации] порочного круга при "падении" одной
"пали" бы сразу и обе другие.

Сказав об их собственной природе, [составитель карик] говорит и [об их]
задаче: имеющие назначение освещения-активностиограничения. Здесь также
последовательно [указана каждая гуна]. Раджас повсеместно активизировал
бы [своей] активностью легкую саттву, если бы тамас не ограничивал [его
своей] тяжестью, а ограничиваемый тамасом, [раджас] активизирует
[саттву] лишь в отдельных случаях - вот в чем ограничительное назначение
тамаса. Сказав о задаче [гун, составитель карик] сказал и о действии:
"функционирующие во взаимной доминации-опоре-порождениисоединении".
Функция - это действие, и она [в данном сложном слове] соотносится с
каждым [компонентом]. Имеющие функцию взаимодоминации - каждая из этих
[гун], "восходящая" по причине стоящей [перед ней] задачи, доминирует
над двумя другими. Так, саттва Доминируя над раджасом и тамасом,
принимает собственную функцию умиротворения, также раджас, доминируя над
саттвой и тамасом, - "устрашения", а тамас, доминируя над саттвой и
раджасом, - омрачения. Имеющие функцию взаимоопоры - хотя здесь "опора"
не вмещается [в реляцию] вместилища-вместимого, все же если что-то в
[осуществлении] своей функции зависит от другого, то это [второе будет]
его опорой. Так, саттва, опираясь на активность и ограничение, помогает,
[в свою очередь], раджасу и тамасу [своим] освещением; раджас, опираясь
на освещение и ограничение, [помогает] двум другим активностью; тамас,
опираясь на освещение и активность, [помогает] двум другим посредством
ограничения. Имеющие функцию взаимопорождения - каждая [гуна] порождает
другую. Порождение же - трансформация, в случае с Гунами форма [при
этом] сохраняется. Потому [здесь и] нет [отношения] причинности ввиду
отсутствия причины как чего-то иного [по отношению к другому], нет и
невечности ввиду отсутствия растворенности в другом начале. Имеющие
функцию взаимосоединения - взаимосопутствующие, поскольку действуют
неотделимо [друг от друга]. "И" в значении кумулятивности. И вот что
говорит традиция:

Все [гуны] - взаимосоединяющиеся, вездесущие:

[ Пара раджасу - саттва, пара саттве - раджас, Обоим - саттве и

` $& ac - парой зовется тамас,

А тамас зовется парой и саттвы и раджаса,

И не было их начала, контакта или разъединения.

"Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"

*

ГЛАВА ВТОРАЯ О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]

*

[Выше] была рассмотрена йога [адепта, обладающего] сконцентрированным
сознанием. Как может быть связано с йогой такое сознание, [которое
пребывает] в возбужденном состоянии? [С разъяснения этого] и начинается
данная [глава].

1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.

Не может осуществите йогу тот, кто не предается подвижничеству.
Нечистота. [сознания], окрашенного не имеющей начала бессознательной
предрасположенностью к деятельности и аффектам, [эта нечистота], на
которую наброшена сеть [образов] чувственных объектов, не может быть
устранена помимо подвижничества. И в этом [устранении] состоит польза
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-