|
Лишенное сознания - ведь Прадхана, интеллект и все прочие [начала мира]
лишены сознания, [ибо] неверно, что сознание [принадлежит] Интеллекту,
как считают "учители погибели".
Порождающее - то, у чего имеется свойство в виде [способности]
порождения. Должно было бы стоять prasavadharma, [но используется аффикс
-in] в значении [аффикса]-та1, чтобы выразить вечную связь [всех
названных начал] с этим свойством. [Обладающее им] никогда не
"отклоняется" от сходных и отличных [от себя] превращений таков смысл.
"Также Прадхана" - так сказанное о проявленном применяется к Прадхане.
Об отличии [же] Пуруши от того и другого сказано: "Противоположное...
Пуруша".
(Возражение). Пусть так. Отсутствие причины, вечность и т.д. объединяют
Пурушу с Прадханой, тогда как множественность - с проявленным. Как же
тогда сказано: "Противоположное... Пуруша"?
Ответ: "(но) также и (сходное)". Слово "и" в значении "также": хотя
отсуствие причины и прочее относятся к сходствам, отсутствие
трехгунности и прочее - к отличиям Пуруши от других начал] таков смысл.
Имеющие природу приятного-неприятного-оцепенения, назначение
активизации-ограничения взаимодоминирующие, опирающиеся, порождающие,
соединяющиеся и сосуществующие (и функционирование во взаимной
доминации-юре-порождении-соединении) - гуны (12).
(Г) Это сходство Непроявленного и Пуруши было представлено [уже] в
предыдущем стихе. В настоящем стихе: "Трехгунно, пличное и т.д."
объясняется сходство проявленного и Прадханы отличие [от них] Пуруши.
Как было сказано, проявленное и Непроявленное - трех-гнны. Каковы же те
гуны? С целью раскрытия их природы сказано: "Имеющие природу приятного..."
Гуны - саттва, раджас, тамас - имеют природу приятного, природу
неприятного и природу апатии - таков смысл. При этом саттва имеет
природу приятного: приятное - радость, такую имеет природу. Раджас имеет
природу неприятного: неприятное - страдание. Тамас имеет природу
оцепенения: оцепенение - апатия.
Также имеющие назначение освещения-активизации-ограничения. Слово
"назначение" следует понимать как "способность": саттва имеет назначение
освещения, способна к освещению - таков смысл, раджас - назначение
активизации, тамас - назначение ограничения способен [вызывать]
остановку [деятельности] - таков смысл. Значит, гуны ведут себя так,
[чтобы вызывать] освещение, действие и остановку [действия].
[Гуны] также взаимодоминирующие, опирающиеся, порождающие, соединяющиеся
и сосуществующие - те, о которых говорится как о доминирующих друг над
другом, опирающихся друг на друга, порождающих друг друга, соединяющихся
друг с другом и сосуществующих. Взаимодоминирующие - преодолевающие друг
друга, "выступающие" со [своими проявлениями] приятности, неприятности и
т.д. Так, когда верх берет саттва, тогда, подавляя раджас и тамас, она
"проступает" со своим качеством в виде приятности и освещения; когда
раджас - тогда, [подавляя] саттву и тамас, ["проступает] со [своим]
качеством в виде неприятности и активности; когда тамас - тогда,
[подавляя] саттву и раджас, ["проступает"] со [своим качеством] в виде
апатии и припятствия. Гуны также взаимоопирающиеся, подобно атомам
диады. Взаимопорождающие - подобно тому, как глина поррождает горшок.
Также соединяющиеся, как мужчина и женщина соединяются друг с другом,
так и гуны. Сказано ведь:
Пара раджасу - саттва, пара саттве - раджас. Обоим - саттве и раджасу -
парой зовется тамас.
[Они, таким образом], друг к другу "льнут" - таков смысл. И
сосуществующие - существующие [только] друг с другом. Было сказано:
"Гуны вращаются в гунах". Например, красивая и добронравная женщина -
источник радости для всех, но она же для соперниц - источник страдания,
и она же вызывает во влюбленных [в нее] помрачение; так, саттва является
источником существования раджаса и тамаса. Или царь, усердный в защите
подданных и наказании злых, у добрых порождает радость, у злых -
страдание и уныние; так, раджас порождает бытие саттвы и тамаса. Но
также и тамас порождает тем [самым], что составляет его природу в виде
препятствия, бытие саттвы и раджаса. Так, облака, затягивая небо, дают
миру радость, посредством дождя побуждают к работе пахарей и омрачают
разлученных [влюбленных]. Так сосуществуют три гуны.
(В) (Вопрос. [Итак]), было сказано "Трехгунное..." Но что это за три
гуны и какова их характеристика? Ответ: "Имеющие природу Гуны - это то,
|
|