Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
от него- 5 танматр и 11 индрий, от тан-матр - 5 материальных элементов.

Так сказано о свойствах проявленного вплоть до обладания способностью
порождения. С ними сходно [по своим свойствам] и Непроявленное, [ибо]
сказано: как проявленное, "также Прадхана". Так, проявленное трехгунно,
но трехгунно также и Непроявленное, чьи следствия, начиная с Великого,
трехгунны. В этом мире какова природа причины, таковы и следствия,
например, ткань из черных ниток также черная. Далее, проявленное не
отлично, но и Прадхана также не отлична от гун. Нельзя сказать:

"Одно - гуны, другое-- Прадхана", так как Прадхана не отлична от них.
Далее, проявленное - объект, но также и Прадхана, будучи объектом для
каждого Пуруши. Далее, проявленное общее, но также и Прадхана, будучи
общей для каждого [Пуруши]. Далее, проявленное лишено сознания, но также
и Прадхана не ощущает радости, страдания и уныния. Из чего это следует?
В этом мире из лишенной сознания глины возникает и лишенный сознания
горшок. Наконец, проявленное порождающее, но также и Прадхаиа, поскольку
из нее возникает Интеллект. Так объяснено в связи с Прадханой.

Теперь будет объяснено, каким образом противоположное им, [но] также и
[сходное] - Пуруша.

Противоположное им - этим проявленному и Непроявлен-ному -Пуруша. Так, и
проявленное, и Непроявленное трехгунны - Пуруша негунен. И проявленное,
и Непроявленное не отличны [от гун] - Пуруша отличен [от них]. И
проявленное, и непроявленное суть объекты - Пуруша не объект. И
проявленное, и Непроявленное всеобщие - Пуруша не всеобщий. И
проявленное, и Непроявленное лишены сознания - Пуруша наделен сознанием:
Пуруша осознает, воспринимает радость, страдание и уныние, а потому есть
сознание. И проявленное, и Непроявленное обладают свойством порождения -
Пуруша Не обладает свойством порождения, ведь не порождается ничего
Пурушей. Потому сказано: "Противоположное им - Пуруша".

Что же касается "[но] также и [сходное] - Пуруша", то когда в предыдущем
стихе [объяснялось], что Прадхана не имеет причины и т.д., [сказанное
относилось] и к Пуруше, например, когда [говорилось, что] имеющее
причину, невечное и т.д. --проявленное, а противоположное тому --
Непроявленное. Так, проявленное имеет причину - Непроявленное не имеет
причины, но нет причины и у Пуруши, ввиду того что он [ни из чего] не
воз-никает. Проявленное невечно - Прадхана вечна, но вечен и Пуруша.
Проявленное невездесуще - Прадхана вездесуща, но вездесущ и Пуруша,
ввиду [своего] всеприсутствия. Проявленное мобильно - Непроявленное
немобильно, но немобилен и Пуруша, ввиду именнЬ [этого] всеприсутствия.
Проявленное множественно - Непроявленное, но единичен и Пуруша.
Проявленное имеет опору Непроявленное не имеет опоры, но не имеет опоры
и Пуруша. Проявленное свертываемо - Прадхана несвертываема, но
несвертываем и Пуруша: ни в чем не растворяется. Проявленное состоит из
частей - Непроявленное не состоит из частей, но не состоит из частей и
Пуруша, ведь нет в Пуруше таких частей, как звук и т.д. Далее,
проявленное зависимо- Непроявленное независимо, независим и Пуруша, [так
как] распоряжается собой - таков смысл.

(В) В предыдущем пассаже было сказано о различности проявленного и
Непроявленного. Теперь говорится об их (взаимо)сходстве и отличии (от
них) Пуруши: "Трехгунное и т.д.".

Трехгунное - то, у чего три свойства: радость, страдание и апатия. Этим
отвергается мнение других [философов, согласно которым] радость и т.д.
суть свойства Атмана.

Неотличное - как Прадхана не отлична от самой себя, так и Великий и
прочие [начала] не отличны от Прадханы, ибо состоят из нее. Или
неотличность здесь - "сотрудничество". Ведь ничто по отдельности не
достаточно для [осуществления своего] дела, но только совместно [с
чем-то другим]. А [чем-то] одним ничего произведено быть не может.

Тем же, кто утверждает, что сознание, и ничто другое, выступает в виде
блаженства, апатии, уныния, звука и .т.д. и нет [объекта], отличного [от
этого сознания], коего [они] были бы свойствами, [составитель карик]
возражает: объект. Объект -это то, что воспринимается как [нечто]
внешнее по отношению к сознанию. Отсюда же [оно] и общее, - всеобщее,
подобно горшку, воспринимаемое многими Пурушами. Ведь если бы эти
[радость и т.д.] были [только]'формами сознания, то ввиду
индивидуальности сознании в виде флюктуаций менталитета они также не
могли бы быть общими. Ведь сознание [одного индивида] не воспринимается
другим ввиду невоспринимаемости чужого интеллекта - это имеется в виду.
Только [наша точка зрения позволяет] объяснить, почему многие [мужчины]
могут вспоминать взгляд одной кокетки. В противном случае это было бы
невозможно - таков смысл.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-