|
Прадханы, о сходствах и различиях проявленного и Непроявленного,
[познание которых] способствует достижению различительного знания: "То,
что имеет причину, и т.д".
То, что имеет причину, - проявленное: причина - это основание, его
имеющее (есть проявленное). Что же является причиной чего (конкретно), о
том будет сказано ниже.
Невечно - гибнущее, в смысле сокрывающееся.
Невездесуще - не охватывающее всех трансформаций. Ведь следствие
"пронизано" причиной - не причина следствием. Интеллект и прочие
[начала] "не пронизывают" Прадханы, потому [они] и "непронизывающие".
Мобильно - подвижно. Ведь Интеллект и прочие [начала], оставляя одно
тело за другим, соединяются с новым - такова их подвижность. Подвижность
же тел, земли и т.д. общеизвестна.
Множественно - ввиду распределенное Интеллекта и т.д. [в соотнесении] с
Пурушами, тогда как земля и т.д. множественны в соотнесении с телами,
горшками и т.д.
Имеет опору - [подразумевается, что] следствия, начиная с Интеллекта,
опираются на свои причины. Хотя Интеллект и прочие [начала в конечном
счете] неотличны [от своей первопричины], желающий отметить между ними
относительное различие [может констатировать здесь] соотношение
опирающегося и опоры, как [в случае, когда говорят: "В лесу тилаки"].
[Является] выводным знаком - [подразумевается знаком] Прадханы. Каким
образом эти Интеллект и т.д. составляют выводной знак Прадханы, будет
сказано ниже. Прадхана же не является выводным знаком самой себя, будучи
таковым по отношению к Пуруше - таков смысл.
Состоит из частей - поскольку часть [здесь] - сочленение, член,
взаимосоединение, смещение, контакт. Контакт же - это соединение до того
разъединенного. То, что существует посредством него, [и есть] состоящее
из частей. Как земля и прочие [материальные элементы] соединяются друг с
другом, так и все прочее. Но у Прадханы нет контакта с Интеллектом и
прочими [началами проявленного], так как [последние] из нее [же и]
состоят. Нет контакта также и у саттвы, раджаса и тамаса, ввиду того что
они [никогда и] не были разъединены.
Зависимо - [подразумевается] Интеллект и прочие [начала проявленного].
Интеллект, чтобы породить свое следствие Эготизм, нуждается в
"наполнении" от Пракрита иначе, будучи "истощен", не сможет его
произвести - это установлено. То же самое [имеет место] при произведении
следствий у Эготизма и прочих [начал проявленного]. Следовательно, чтобы
выполнить свои функции, все [они] нуждаются в "наполнении" от Пракрита.
Потому [начала] проявленного являются зависимыми, нуждаются в высшей
Пракрита для произведения [своих] следствий.
Противоположное проявленному-Непроявленное. (Оно) не имеет причины,
вечно, вездесуще, немобильно (даже если у Непроявленного и имеется
деятельность, характеризуемая как самопревращение, это неподвижность);
единично, не имеет опоры, не является выводным знаком [чего-либо], не
состоит из частей и не зависимо. Трехгунное, неотличное, объект, общее,
лишенное сознания, порождающее - проявленное, также Прадхана;
противоположное им, [но] также и [сходное] - Пуруша (11).
(Г) Так было сказано о различии проявленного и Непрояв-ленного.
[Теперь], говорится о сходстве [между ними]. Об этом сказано:
"Трехгунное и т.д.".
Трехгунное-проявленное- это [то], в чем три гуны: саттва, раджас и тамас.
Неотличное-проявленное - [это то], у чего нет отличия. Нельзя сказать:
"То - проявленное, а то - гуны", как можно было бы [различить]: "То -
корова, а то - лошадь", Что гуны, то проявленное, а что проявленное, то
гуны.
Также объект-проявленное - то, что "вкушается", -таков смысл, ввиду того
что является объектом для каждого Пуруши.
Также общепроявленное - ввиду того что общее для всех [субъектов]
подобно куртизанке.
Лишенное сознания-проявленное - не ощущает радости, страдания и уныния -
таков смысл.
Также порождающее-проявленное - так от Интеллекта порождается Эготизм,
|
|