|
причинности.
Из этого видно, что учение о следствии как сущем еще до действия причины
всесторонне обосновано.
То, что имеет причину, невечно, невездесуще, мобильно, множественно,
имеет опору, свертываемо (является выводным знаком), состоит из частей,
зависимо - проявленное, противоположное - Непроявленное (10).
(Г) Было сказано, что [проявленное] отлично от Пракрита и сходно с ней.
Как это? На это сказано: "То, что имеет причину, и т.д.". То, что имеет
причину, и т.д., или проявленное, - следствия начиная с Великого.
То, что имеет причину, - то, у чего есть причина.
Upadana, hetu, кагала, nimitta - это синонимы. У проявленного есть
причина - Прадхана, потому [все] проявленное вплоть до материальных
элементов имеет причину. Начало Интеллект имеет причину благодаря
Прадхане. Эготизм - благодаря Интеллекту, 5 танматр и 11 индрий -
благодаря Эготизму, пространство благодаря танматре звука, ветер -
благодаря танматре осязаемости, огонь - благодаря танматре формы, вода -
благодаря танматре вкуса, земля - благодаря танматре запаха. Так [все]
проявленное вплоть до материальных элементов имеет причину.
"Далее, невечно - поскольку возникает из другого, подобно тому как
горшок возникает из глины и невечен.
Также невездесуще - не находится везде - таков смысл. Если Прадхана и
Пуруша находятся везде, то с проявленным [дело обстоит] по-другому.
Далее, мобильно - трансмигрирует во время трансмиграции:
трансмигрирует с тонким телом, которое соединено с 13 "инструментами",
потому и мобильно.
Далее, множественно - [включает] Интеллект, Эготизм, 5 танматр, 11
индрий и 5 материальных элементов.
Далее, имеет опору - опирается на свою причину: Интеллект опирается на
Прадхану, Эготизм - на Интеллект, 11 индрий и 5 танматр - на Эготизм, 5
материальных элементов - на 5 танматр.
Также свертываемо - подвержено растворению. В период космического
растворения 5 материальных элементов растворяются в танмартрах, те
вместе с 11 индриями - в Эготизме, тот - в Интеллекте, он же в Прадхане.
Также состоит из частей: части - это звук, осязаемость, вкус, форма,
запах, с ними [существует проявленное].
Также зависимо - не властно над собой. Так Интеллект подчинен Прадхане,
Эготизм - Интеллекту, танматры и индрии - Эготизму, материальное
элементы - танматрам. Так объяснено, как проявленное зависимо, подчинено
другому.
Теперь рассмотрим [все сказанное] в связи с Непроявленным:
противоположное - Непроявленное: Непроявленное [описывается через
характеристики], противоположные тем, что были названы.
О проявленном было сказано как об имеющем причину, но нет того, что было
бы выше Непроявленного, следовательно, Прадха-на [ни из чего] не
возникает и, значит, не имеет причины. Также проявленное невечно -
Непроявленное вечно, так как [ни из чего] не возникает [или] не
возникает, подобно элементам, из чего-либо, а потому вечно. Также
проявленное невездесуще, а Прадхана вездесуща, ибо присутствует везде.
Проявленное мобильно - Непроявленное немобильно - именно из-за того, что
вездесуще. Проявленное также множественно - Непроявленное едино, ибо
является причиной (Прадхана - единая причина трех миров), а потому
единична. Проявленное также имеет опору - Непроявленное не имеет опоры,
так как не является следствием, ведь нет того, что было бы выше
Прадханы, следствием чего она могла бы быть. Проявленное также
свертываемо - Непроявленное несвертываемо, поскольку вечно: Великий и
другие [начала] в период космического растворения вливаются друг в
друга, с Прад-ханой же этого не происходит, следовательно, она
несвертываема Проявленное также состоит из частей - Непроявленное не
состоит из частей, ведь нет в Прадхане звука, осязаемости, вкуса, формы
и запаха. Проявленное также зависимо - Непроявленное независимо, властно
над собою.
(В) Теперь, обосновав [положение] о [пред Существовании следствия,
благоприятное для обоснования Прадханы [как причины мира], Ишваракришна
говорит, дабы продемонстрировать свойства обосновываемой [здесь]
|
|