Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
иллюзорного, [как полагают ведантисты], ибо нет препятствия [считать его
реальным], остается только система Канабхакши и Акшачараны. В связи с
ней и утверждается: следствие [пред]существует.

Теперь указывается основание [этого] вывода: ввиду непроизводимости
не-сущего. Если бы следствие было не-сущим до действия причины, его
существование было бы неосуществимым, ведь И тысячи умельцев не сделают
синее желтым. Если возразить: "У горшка могут быть два качества -
существование и несуществование", то ведь при отсутствии носителя
качеств у него не будет [и самих] качеств, потому у него может быть
[качеством] только Существование, но не не-существование. Каким образом
горшок может быть не-сущим посредством несуществования, [которое с ним]
и не связано и не составляет его бытия? Потому следствие [должно быть]
сущим и до действия причины, как и после него. Потому остается только
реализация его, [уже] сущего, через действие. Реализация сущего
наблюдаема [везде], как в случае с сезамовым маслом, когда давят сезам,
с рисом, когда бьют рис, молоком, когда доят корову. Но того, чтобы
производилось не-сущее, нет. И в самом деле, нигде не видели, чтобы
несущее реализовалось или возникло [из небьггия].

И отсюда еще следствие существует и до действия причины: ввиду подборки
материала. Материал - причины, их подборка - связь со следствием.
Значит, [следствие предсуществует] ввиду его связи с материалом. Это
означает, что причина может произвести следствие, будучи связана с
последним, связи же с несущим следствием не бывает, потому [следствие
должно пред ] существовать.

(Оппонент). Пусть так. Но почему причины не могут произвести следствие и
не связанное (с ними)? Тогда могло бы возникнуть (следствие) и не-сущее
(до действия причины).

Ответ: ввиду невозникновения всего [из всего]. При возможности
порождения [следствия], не связанного [с причинами], все порожденные
следствия - благодаря "безразличию" бессвязности возникли бы из всего.
Но такого нет. Потому только связанное [с чем-то] порождается тем, с чем
оно связано. Говорили старцы санкхьи:

При несуществовании [следствия у него] нет связи с причинами,
"привязанными" к существованию Желающий возникновения несвязанного не
найдет порядка.

[Оппонент]. Пусть так. Но даже если [следствие и] не связано [со своей
причиной], последняя произведет именно то, на что способна. Способность
же познается из наблюдения над следствием. И тогда не будет беспорядка.

Ответ: ввиду возможности произвести [только] возможное. Эта способность,
пребывающая в "способной" причине, распространяется на все или только на
возможное? Если на все, то [ваш] порядок [снова] будет беспорядком. Если
на возможное, объясните, как [сказанное распространяется] на то
возможное, которое не-сущее? Если вы возразите: "Особая способность
[сама] будет такой, от которой [будет произведено] определенное
[следствие], а не любое", то мы спросим: "Хорошо, господин, [но сама]
особая способность [эта] будет связана со следствием или нет?" Если
будет, то не будет связи [сущего] с не-сущим, а значит, следствие [снова
должно быть] сущим [до своей реализации], а если не будет, [то вновь
возникает] тот же беспорядок. Потому правильно было

сказано, [что следствие предсуществует] ввиду возможности производить
[только] возможное [быть произведенным].

И отсюда еще следствие [пред]существует: ввиду [наличия] бытия причины
[у следствия], т.е. ввиду того, что следствие сострит из того же, что и
причина. Ведь следствие не отлично от причины, а причина - сущее, как же
тогда следствие, от нее не отличное, будет не-сущим? Аргументы же,
обосновывающие неот-личность [следствия] от причины, следующие.

1) Ткань от ниток не отличается,

ввиду того что [является] состоянием ниток; что в этом мире отличается
от чего-то [другого], не является состоянием последнего, как [в случае]
с коровой и лошадью;

но ткань-состояние ниток; следовательно, (она) не есть нечто, (от них)
отличное.

2) Ткань и нитки не суть разные вещи; ввиду того что [между ними]
отношение "включаемого" и "включающего";

при наличии между вещами различия между ними нет отношения "включающего"
и "включаемого", как в случае с горшком и тканью; но между нитками и
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-