|
Отсутствие каких-либо текстов наводит некоторых исследователей на мысль,
что таковых вообще могло не существовать, были лишь в среде образованных
брахманов полемисты, специализировавшиеся в дискуссиях по наиболее
сложным вопросам, подвергавшие сомнению основоположения вероучений,
опровергавшие -любые точки зрения, которые высказывали в дискуссиях
оппоненты. Локаята относится к разряду настика. т.е. учения, отрицающего
авторитет Вед.
Однако, даже если правы те, кто утверждает, что текстов локаяты не
существовало, невозможно не видеть влияние чарваков на развитие
религиозно-философского дискурса в Индии, о чем свидетельствует полемика
с ними приверженцев практически всех направлений индийской мысли.
Одним из наиболее авторитетных источников, свидетельствующих о взглядах
локаятиков, является компендиум ведантиста Мадхавачарьи (XIV в.)
"Сарва-даршана-самграха". Хотя локаята и не входит в число шести
классических даршан, автор "Саряя-ляршаяа-самграхи счел необходимым
включить специальный раздел о чарваках при рассмотрении взглядов
найяиков и вайшешиков.
Перевод с английского Н.П. Аникеева в кн.: Антология мировой философии в
4-х томах. Т. 1. М.. 1969.
*"Сарва-даршана-самграха" Мадхавы
*
**
*ГЛАВА I*
**
**
*ФИЛОСОФИЯ ЧАРВАКА*
**
Но как можно считать высшее божество источником вечного блаженства, если
этот взгляд решительно опровергается чарваками самыми рьяными
безбожниками, последователями учения Брихаспати? А с чарваками
действительно трудно бороться, ибо в большинстве случаев все люди
придерживаются распространенного взгляда:
Пока живем, да будем счастливы! Того тут нет, кто не помрет;
Когда же он помрет и в пепел обратится - Откуда вновь ему явиться?
Многие люди в соответствии с наукой о политике и удовольствии, считая
единственной целью жизни богатство и удовольствие и отвергая
потусторонний мир, следуют только учению чарваков. Отсюда это учение
именуется также локаята, что вполне согласуется с его сутью.
Первоначалами эта школа провозглашает четыре элемента (бхута) землю и
другие. И сознание возникает только из них, когда они образуют тело,
подобно тому как при смешении кинвы и других возникает опьяняющая сила
[в напитке]. И когда элементы распадаются, исчезает и сознание. Как
говорят: "Сознание, возникая из этих элементов, с их распадом исчезает;
после смерти не остается никакого сознания" [Брихад. Уп. 4. 12]. Таким
образом, душа есть лишь тело, особенность которого-сознание.
И нет доказательств существования души отдельно от тела. Ибо
единственное средство познания. [по этому учению], - чувственное
восприятие, выводное же знание и другие [средства познания] не признаются.
Единственный смысл жизни человека состоит в удовольствиях, доставляемых
чувственными наслаждениями. И не следует отвергать их на том основании,
что наслаждения всегда связаны со страданиями. В нашей власти
использовать наибольшее число удовольствий и избежать неминуемо
сопутствующие им страдания, подобно тому как человек, захотевший рыбы,
берет ее со всеми костями и чешуей и, съев столько, сколько хочет,
выбрасывает остальное или подобно тому как желающий [собрать] рис берет
его с соломой и всем прочим и, взяв то, что ему нужно, остальное
выбрасывает. Поэтому не следует из боязни страданий отвергать
удовольствия, к которым мы склонны. Ведь не перестает же человек
высевать рис только из-за того, что имеются дикие животные, которые
могут вытоптать его. И не отказывается же он готовить пищу из-за того,
что имеются нищие, которые будут просить своей доли. А если кто из
|
|