Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Энциклопедии и Словари :: Энциклопедиz Философии :: ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-
 
мире ли Брахмы все равно. Вот точно так же, государь, стоя на почве (и
пользуясь подлинным вниманием, истинно-делающий осуществляет нирвану,
где бы он ни находился: у греков ли, у шаков ли, в Китае, в Вилате, в
Александрии ли, в Никумбе, в Каши ли, в Кошале, в Кашмире ли, в
Гандхаре, на вершине ли горы, в мире ли Брахмы -все равно. Или, скажем,
государь, где бы ни находился человек: у греков ли, у шаков ли, в Китае,
в Вилате, в Александрии ли, в Никумбе, в Каши ли, в Кошале, в Кашмире
ли, в Гандхаре, на вершине ли горы, в мире ли Брахмы - для него все
равно найдется восточное направление. Вот точно так же, государь, стоя
на почве нравственности и пользуясь подлинным вниманием,
истинно-делающий осуществляет нирвану, где бы он ни находился: у греков
ли, у шаков ли, в Китае, в Вилате, в Александрии ли, в Никумбе, в Каши
ли, в Кошале, в Кашмире ли, в Гандхаре, на вершине ли горы, в мире ли
Брахмы - все равно.

- Отлично, почтенный Нагасена. Ты объяснил, какова нирвана, объяснил,
каково осуществление нирваны, указал преимущества нравственности,
пояснил правильное делание, воздвиг знамя Учения, отверз око Учения. Не
останется тщетным усилие истинно-делающих. Да, это так, о лучший из
лучших наставников! Я с этим согласен. Восьмая глава [закончена].

**

*САНКХЬЯ-ЙОГА*

Идеи, составившие смысловое ядро санкхьи, были распространены задолго до
формального сложения системы. Это позволяет отличать классическую
санкхью от "древней санкхьи", представленной в ряде упанишад, в "Жизни
Будды".

Ашвагхоши (I-II вв.), в "Махабхарате" (например, в "Бхагавадгите"), в
"Законах Ману" и др.

Примечательно, однако, что в древних источниках санкхья обычно
упоминается в связке с йогой, о них говорится как об идентичных по сути,
но различных по методу достижения высшей цели человеческого
существования: санкхья определяется как джняна-йога ("метод знания"), а
йога как карма-йога ("метод действия"). Принципиально "прагматический"
характер санкхья-йоги отличает ее от метафизичности классической
санкхьи. Основополагающие тексты санкхья-йоги - "Иога-сутры" Патан-джала
и комментарий к ним Вьясы. "Вьяса-бхашья". -яркий пример учительской
традиции. Создание самого раннего и авторитетного учебника по
психофизической регуляции сознания, каким являются "Иога-сутры",
датируется периодом от II в. до н.э. до IV в. н.э. Сутры представляют
собой краткие афористические высказывания, содержание которых
раскрывается благодаря "Вьяса-бхашье". Предлагаемый ниже текст сутр и их
комментарий взяты из главы второй "О способах осуществления [йоги]",
описывающих основные элементы того, что определяет йогу-действия.
Перевод с санскрита сделан^ Е.П.Островской и В.И.Рудым в кн.:
Классическая йога ("Иога-сутры" Патан-джали и "Вьяса-бхашья"). М., 1992.

Классическая санкхья - джняна-йога опирается на калькуляции и схемы. Не
случайно название санкхья есть этимологически производное от глагола и
глагольного имени, означающих калькуляцию, подсчет. Исходным началом в
санкхьяикской схематизации микро- и макрокосма служит представление о
двух первоначалах: первоматерии - Прадхане, или Пракрити, представляющей
Непроявленное, и духовном субъекте - Ат-мане. или Пуруше. На этом
дуалистическом фундаменте возводится схема начал мира, число которых
достигает обычно 25.

Фрагмент из "Санкхья-карики" Ишваракришны позволяет дать некоторое
представление об онтологической схеме санкхьяиков. Ишваракришна, живший
в V в., считается автором первого канонического текста данной даршаны.
На основе семидесятистишья "Санкхья-карикя" возникла богатейшая
коментаторская литература, офрмившая философию классической санкхьи.

Первод с санскрита В.К.Шохина взят из подготовленного им издания "Лунный
свет Санкхьи". М., 1995. Карики 9-12 t даны не сплошным переводом, а с
приложением соответ'ствующих истолкований комментаторов - Гаудапады (Г)
и Вачаспати Мишры (В), что позволяет представить классическую санкхью в
исторической динамике.

*

"Санкхья-карика"

*

Ввиду непроиэводимости не-сущего, подборки материала, V" невозникновения
всего [из всего], возможности произвести [только] возможное, [наличия]
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 68
 <<-