|
Об этом же видимом как источнике сознания говорится далее
[что оно существует и] в двадцати видах:
синее, желтое, красное, белое, длинное, короткое, квадратное, круглое,
высокое, низкое, ровное, неровное, туча, дым, пыль, туман, тень, жар,
свет и темнота.
Некоторые насчитывают 21 вид, добавляя небо как еще один цвет. При этом
ровное - гладкая форма, неровное - шероховатая. Туман это испарения. Жар
- солнечное сияние. Свет - сияние луны, звезд, огня, [светящихся]
растении и драгоценных камней. Тень - то, в чем можно видеть цвета и
формы. Темнота - противоположное. Остальное не объясняется, так как
понятно само по себе.
Видимое может быть [только] цветом, но не формой, например, синее,
желтое, красное, белое, тень, жар, свет и темнота, или формой, но не
цветом, [например], проявленный телесный жест, представляющий по своей
сути аспект длинного и прочего. Оно (видимое) может также быть тем и
другим, как все остальное из категории видимого.
Другие [абхидхармики] считают, что только жар и свет существуют
исключительно в аспекте цвета, [поскольку в одном из текстов сказано]:
"Синее и прочее воспринимаются [только] как имеющие форму - длинное и т.д.".
- Но почему один субстанциальный объект существует в обоих видах [то
есть как цвет и форма]?
- Потому что оба аспекта воспринимаются [как присущие] ему. [Корень] vid
имеет здесь значение [чувственного] знания, а не реального существования.
- Но в таком случае [эта двойственность] устанавливается и для
проявленного телесного жеста. Рассказано о категории видимого. Звук -
восьми видов.
Четыре вида звука: 1. звуки, порождаемые великими элементами,
"присвоенными" [сознанием в качестве своей физической опоры]; 2. звуки,
порождаемые великими элементами, "не присвоенными" [сознанием...]; 3.
звуки, произносимые одушевленными существами; 4. звуки, производимые
неодушевленным [миром].
[Звуки], порождаемые великими элементами, "присвоенными" [сознанием в
качестве своей физической опоры], - это, например, звуки, производимые
рукой или голосом. [Звуки], порождаемые великими элементами, "не
присвоенными" [сознанием], - это, например, звуки ветра, леса, реки и т.д.
[Звуки], произносимые одушевленными существами, - это звуки
артикулируемой речи.
[Звуки], производимые неодушевленным [миром], - все остальные звуки.
Другие [абхидхармики] утверждают, что звук также может порождаться
великими элементами, как "присвоенными", так и "не присвоенными"
[сознанием], например звук, возникающий при ударе рукой в барабан. С
этим, однако, нельзя согласиться, подобно тому как нельзя принять
[утверждение], что один атом цвета обусловлен двумя из четырех великих
элементов.
Рассказано о звуке.
Вкус - шести видов,
поскольку он различается как сладкий, кислый, соленый, горький, острый и
терпкий (вяжущий).
Запах - четырех видов,
так как приятный и неприятный запахи могут быть сильными или слабыми.
Согласно шастре, однако, [запах бывает] трех видов: "приятный,
неприятный и нейтральный".
Осязаемое - одиннадцати видов.
Осязаемое по своей природе - это одиннадцать реальных сущностей: 'четыре
великих элемента, мягкость, твердость, тяжесть, легкость, холод, голод и
жажда.
Четыре великих элемента будут рассмотрены ниже. Мягкость есть
податливость. Твердость - прочность (жесткость). Тяжесть есть то,
благодаря чему тела обладают весом. Легкость - противоположность
|
|