|
тяжести. Холод - то, что вызывает желание тепла. Голод - желание пищи.
[В этих объяснениях] причина обозначается через следствие. Так, [в
"Уданаварге"] сказано:
Рождение Будд - благо, благо - проповедь Дхармы;
Согласие сангхи - благо, благо - подвижничество ее членов.
В мире форм отсутствуют голод и жажда, но все остальные (виды)
сохраняются (разные) одежды, взятые по отдельности, здесь невесомы, но
все вместе они обладают тяжестью.
Здесь нет также неприятного холода-, а присутствует лишь благотворная
прохлада.
Что касается многообразия [форм] видимой материи, то их зрительное
восприятие иногда порождается одним объектом, когда достаточно отчетливо
выделяются его различные аспекты. Иногда [зрительное восприятие
вызывается] множеством объектов, когда нельзя различить [свойства
отдельных объектов]. Это происходит, когда издали видят разнообразные
цвета и формы, например войско или груду драгоценных камней.
То же самое можно сказать и о слуховом и других [чувственных]
восприятиях. Тактильное восприятие, однако, порождается исключительно
пятью видами осязаемой материи: четырьмя великими элементами и одним [из
их производных, то есть] мягкостью и т.д., - так считают некоторые
[абхидхармики]. Другие же утверждают, [что тактильное восприятие
порождается] всеми одиннадцатью видами [осязаемой материи].
- Но если это так, то пять разновидностей чувственного сознания,
поскольку они направлены на [некоторую] целостность, будут иметь в
качестве своего объекта общее свойство, а не единичную сущность предмета.
- Под сущностью здесь понимается сущность [внешнего] источника сознания,
а не единичного предмета; [следовательно], здесь нет никакого заблуждения.
[Далее] рассматривается следующее.
- Если органы осязания и вкуса "достигают" соответствующие объекты
одновременно, то которое [из двух видов] чувственного сознания возникает
первым?
- То, чей объект будет более действенным. Однако в том случае, когда
действенность объектов одинакова, вкусовое восприятие возникает первым,
так как живое существо всегда стремится к утолению голода.
[Выше] были определены объекты пяти органов чувств и то, как
[происходит] их восприятие. Теперь следует объяснить непроявленное.
О нем говорится следующее:
11. Обусловленная великими элементами, благоприятная или неблагоприятная
непрерывная последовательность [дхарм индивида], сознание которого
рассеяно, отсутствует, а также [сконцентрировано]. - именно это и
называется непроявленным.
[Сознание которого] отсутствует - [имеется в виду индивид], находящийся
в состоянии бессознательного сосредоточения или [в состоянии]
сосредоточения "прекращения [сознания]". 1;. Слово а также означает, что
[индивид], сознание которого сконцентрировано или функционирует [в
других состояниях сосредоточения], также обладает непроявленным.
Непрерывная последовательность непрерывный поток [индивидных дхарм].
Благоприятная или неблагоприятная - благая или неблагая. Обусловленная
великими элементами - говорится с целью отличить [непроявленное] от
непрерывного потока благих или неблагих "обретений".
Обусловленная означает "имеющая причиной", поскольку [великие] являются
производящей и прочими причинами [непроявленного], - так считают ваибхашики.
Именно это и называется непроявленным - слово именно [употребляется
здесь] с целью показать основание такого наименования: непроявленное,
будучи по своей природе, как и проявленное, материей и действием, не
может выступать объектом знания для другого.
Называется - показывает, [что здесь приводятся] слова учителя. Кратко же
[можно сказать, что] непроявленное - это такой благой или неблагой вид
материи, который порожден проявленной деятельностью или медитативным
сосредоточением.
|
|