|
[Итак], сказано об уничтожении посредством знания.
Другое уничтожение [потока дхарм, достигаемое]
не посредством знания, - это абсолютное препятствие для [их] возникновения.
Другое уничтожение, отличное от разобщения [с аффективными дхармами] и
представляющее абсолютное препятствие для проявления еще не возникших
(то есть будущих) дхарм, [называется] уничтожение не посредством знания.
Оно достигается не с помощью постижения [благородных истин].
- Чем же в таком случае [оно достигается]?
- [Оно возникает] из-за неполноты условий. Так, например, когда орган
зрения и разум сосредоточены на одном объекте, то все остальные
цвета-формы, звуки, запахи, вкусы и осязаемое, которые переходят [из
настоящего] в прошедшее, не могут вновь стать объектами пяти видов
[чувственного] сознания, ибо оно (сознание) не воспринимает прошлые
объекты. Таким образом и достигается уничтожение [потока чувственного
сознания] не посредством знания, поскольку условия (его возникновения)
неполны.
Здесь возможны четыре альтернативы: 1) существуют такие [дхармы,
уничтожение [потока] которых достигается только посредством знания,
например, подверженные наплыву аффективности причиннообусловленные
дхармы, которые более не возникнут; 2) существуют такие дхармы,
уничтожение [потока] которых [достигается] не посредством знания,
например необусловленные дхармы, а также дхармы], не подверженные
аффективности;
3) существуют дхармы, [уничтожение потока] которых [достигается] обоими
способами, например, подверженные наплыву аффективности дхармы, которые
более не возникнут; 4) существуют дхармы, [уничтожение потока] которых
[не достигается] ни тем, ни другим способом, например, не подверженные
наплыву аффективности прошедшие, настоящие и будущие дхармы. Таковы три
вида необусловленного.
Как было сказано выше, причинно-обусловленные [дхармы], ; за исключением
[истины] пути, подвержены притоку аффективности.
- Каковы же эти причинно-обусловленные [дхармы]?
7. Эти причинно-обусловленные дхармы [составляют] пять групп материи и т.д.
Эти причинно-обусловленные дхармы [составляют] группу материи, группу
чувствительности, группу понятий, группу формирующих факторов и группу
сознания.
Причинно-обусловленное [означает] "созданное соединенными, совокупными
условиями", ибо в действительности нет ничего, что было бы порождено
только одним условием. [Это определение причинно-обусловленной дхармы
относится также] и к будущим формам ее существования, поскольку ее
родовая характеристика остается неизменной, как, например, у молока или
топлива.
Они же есть формы времени, предмет высказываний, "имеющие выход",
реальностью.
Эти же самые причинно-обусловленные [дхармы] есть формы
[времени, [то есть это пути], потому что они существуют как пройденные,
[то есть прошедшие], проходимые, [то есть настоящие], и те, которым
предстоит быть пройденными, [то есть будущие], или [же потому, что они
как бы] поглощаются непостоянством.
Речь есть высказывание. Его реальный предмет - имя, (то есть
словоноситель значения). Поскольку оно воспринимается вместе со своим
значением, то причинно-обусловленная [дхарма] называется реальный
предмет высказывания. [Всякое] другое понимание [этого термина] вступает
в противоречие с текстом "Пракараны", [в котором сказано: "Все] реальные
предметы высказываний входят в восемнадцать классов элементов".
Выход есть освобождение [от круговорота бытия, то есть] нирвана всего
причинно-обусловленного. Поскольку дхармы имеют такую возможность, [они
называются] имеющие выход.
[Дхармы] обладают предметной реальностью, так как они подчиняются закону
причинности. Как считают вайбхашики, слово "реальность" употребляется
здесь в значении "причина".
|
|