|
Такова краткая классификация всех дхарм.
- Какие же дхармы связаны с притоком аффективности?
Причинно-обусловленные [дхармы], за исключением [истины] пути, a
притоком [аффективности].
За [единственным] исключением истины пути, все остальные
причиннообусловленные дхармы подвержены притоку аффективности.
- По какой причине?
Потому что аффекты [как бы] "прилипают" к ним.
Аффективные состояния возникают также и в связи с истинами прекращения и
пути как объектами влечения, однако [аффекты] не прилипают к ним.
Поэтому отсюда нельзя заключить, что эти [истины] связаны с притоком
аффективности. Почему [аффекты] не прилипают к ним, будет объяснено
позднее, [в разделе] "Анализ потенциальности аффектов".
[Итак], рассказано о дхармах с притоком [аффективности].
- Каковы же дхармы без притока [аффективности]?
5. Истина пути и три вида необусловленного
(абсолютного) - без притока [аффективности].
- Какие три вида?
Акаша и два уничтожения.
- Какие два?
- Уничтожение [потока дхарм] посредством знания и уничтожение не
посредством знания. Таким образом, акаша и прочее, то есть три вида
необусловленного и истина пути, - суть дхармы без притока [аффективности].
- Почему?
- Потому что аффекты к ним не прилипают.
Из трех перечисленных видов необусловленного акаша - [это] отсутствие
противодействия.
По своей внутренней сущности акаша есть отсутствие противодействия, то
есть препятствия для движения материи.
6. Разобщение [с аффективными дхармами] есть
уничтожение , [их существования посредством] знания.
Разобщение с дхармами, подверженными притоку аффективности (то есть
нирвана), - это уничтожение [их существования] посредством знания.
Постижение истины страдания и других благородных истин есть знание,
отличительная черта [чистой] мудрости, а достигаемое с его помощью
прекращение [потока дхарм называется) "уничтожение, вызываемое знанием".
(В карике в этом определении) средний (компонент сложного слова) опущен,
как, [например, говорят]: "воловья повозка" [вместо: "повозка,
запряженная волами"].
- Существует ли только одно [общее] прекращение посредством знания для
всех дхарм, подверженных притоку аффективности?
- Нет, отнюдь! [Оно существует] для каждой [дхармы] в отдельности.
Реальных объектов разобщения столько же, сколько и объектов соединения.
Если бы это было не так, то уничтожение тех аффектов, которые
устраняются [только] благодаря прозрению, [то есть постижению истины]
страдания, имело бы следствием уничтожение всех аффективных состояний
[без исключения]. В этом случае остальные [благородные] истины и
медитативное сосредоточение были бы бесполезны.
- Но что тогда означает сказанное [в сутре]: "Уничтожение не [ничему
другому]..."?
- Оно означает лишь то, что у уничтожения посредством знания нет какой
бы то ни было тождественной ему причины и, [в свою очередь], само оно не
является тождественной причиной чего бы то ни было, но [сказанное] не
[означает], что не существует ничего, тождественного [данному прекращению].
|
|