|
Абхидхарма - третий раздел корпуса буддийских канонических текстов,
включающий собственно философские тексты. Труд Васубандху (V в.),
выдающегося систематизатора философии хинаянских школ, признан
нормативным представителями практически всех направлений буддизма в
Индии, Тибете, Монголии, Китае и Японии.
Раздел первый "Абхидхармкоши" содержит определение Абхидхармы как чистой
мудрости и классификацию дхарм. Перевод с санскрита В.И.Рудого из кн:
Васубандху. Абхидхармакоша. ("Энциклопедия Абхидхармы"). Раздел первый.
М., 1990.
Для знакомства с понятием "нирвана" предлагается фрагмент из памятника
древнеиндийской литературы "Мялнн-Млааяьха", представляющего собой
беседы между греческим царем Милиндой, правление которого в
Северо-Западной Индии относил к 130-100 гг. до н.э., и буддийским
монахом Нага-реенои. Перевод с пали А.В.Парибка. См.: Вопросы Милинды
(Милиндапаньха). М., 1989.
*
Абхидхармакоша
*
2. Абхидхарма - это чистая мудрость вместе с сопровождающими [ее дхармами].
Здесь мудрость означает постижение (различение) дхарм. Чистая не
загрязненная [аффективностью сознания]. Вместе с сопровождающими [ее
дхармами] - [то есть] вместе со свитой и окружением. Так определяется
Абхидхарма, [связанная] с чистыми группами. Это и есть Абхидхарма в
абсолютном смысле. В относительном же смысле это также [всякая] мудрость
и шастра, способствующая обретению [чистой мудрости].
Это также [всякая] мудрость, то есть загрязненная мудрость,
обусловленная слушанием, размышлением и медитативным сосредоточением, и
мудрость, обретенная при рождении, вместе с сопровождающими [их
дхармами]. И шастра - шастра также называется Абхидхармой, поскольку она
служит цели обретения незагрязненной мудрости, представляя ее
[словесное] выражение.
По определению дхарма есть носитель собственной сущности. Абхидхарма,
таким образом, это дхарма, направленная [на постижение] высшей дхармы,
то есть нирваны, или [на постижение] свойства дхарм. [Понятие]
Абхидхарма определено.
- Почему, однако, данная шастра носит название "Энциклопедия Абхидхармы"?
Она называется "Энциклопедией Абхидхармы" потому, что Абхидхарма входит
в нее по своему внутреннему смыслу и служит ее основой.
В эту шастру включено главное смысловое содержание [всех канонических]
трактатов по Абхидхарме, и они, таким образом, является его вместилищем.
Или: Абхидхарма-питака] служит основой этой шастры, [как бы] извлеченной
из нее.
-С какой целью производится наставление Абхидхарме и кем она была
изложена впервые?
- Для того чтобы (ответить на эти вопросы), Ачарья и приступает с таким
благоговением к созданию "Энциклопедии Абхидхармы". Он говорит:
3. Помимо различения дхарм нет [другого] радикального средства для
устранения аффектов, а иленно из-за аффектов живые существа странствуюп
в этом океане бытия: поэтому [Абхидхарма] и была изложена
[Учителем] - так утверждают [вайбхашики].
Помимо различения (анализа) дхарм не существует радикального средства
для устранения аффектов. Именно аффекты заставляют мир (живых существ)
странствоватт" в этом океане сансары. Поэтому, то есть с целью
различения дхарм, Абхидхарма,- как утверждают [вайбхашики], и была
шложена учителем Буддой, [ибо] без наставления Абхидхарме последователи
учения не смогли бы различать дхармы.
Абхидхарма, однако, излагалась Бхагаванои при различных
[обстоятельствах], и достопочтенный Катьяяничутра и другие, собрав все
[сказанное] воедино, придали ей законченный вид, подобно тому как
Дхарматрата сделал это с "Удчнаваргой".
4. Дхармы [бывают двух видов]: с притоком [аффективности] и без притока.
|
|